Французский гамбит
16 (4) октября 1808 года, 205 лет назад, завершился Эрфуртский конгресс. Император Александр I встретился с Наполеоном Бонапартом. Инициатором саммита был француз.
А через четыре года грянула великая война. «Обиженный» Наполеон, которому Александр пообещал, но так и не отдал в жены одну из великих княжен, пошел на Россию — мстить. Эта версия событий 1812-го — наивная, но такая романтическая, очень популярна. Увы, геополитика имеет мало общего с дамскими романами.
Помыть сапоги
Тесные контакты «Буонапартия» с Россией начались при Павле I. Император-реформатор увидел во французском коллеге союзника. Во всяком случае, интересы обеих стран совпадали. Франции был необходим сильный союзник против Великобритании, России тоже. Только отгремели залпы русско-шведской войны 1788−1790 годов. К тому времени скандинавы утратили статус сильной в военном плане державы и влачили полунищенское существование. Населения мало, земли плохие, полезных ископаемых практически нет, холодно. Соседей грабить уже не получалось, Петр I обточил зубы шведскому льву. Кстати, разгадка аскетичного дизайна от IKEA на самом деле тривиальна. Бедность — не до финтифлюшек. Но в конце XVIII века иностранные «инвестиции» сотворили чудо, и «Три короны» выступили против России.
Сын Петра III решил не ждать очередной подлости. При поддержке французов была разработана выигрышная комбинация. Коварным островитянам решили урезать экономическую базу. А именно — выбить главный бриллиант из британской короны. Индию.
Все гениальное просто. Из России через Оренбург двинулись казаки атамана Орлова (около 25 тысяч, в том числе две роты артиллерии). Их должен был поддержать семидесятитысячный сводный русско-французский корпус с многочисленными орудиями, путь лежал через Каспий. По морю пошли военные суда — наши с Дальнего Востока, французские — из Европы. «Встречу назначили на территории Майсура в его столице — городе Серингапатам. Княжество не покорилось англичанам, войска местного правителя отбивались. Это был центр сопротивления Англии в целом и Ост-Индской компании в частности. У объединенного русско-французско-индийского войска хватило бы сил, чтобы очистить территорию полуострова от колонизаторов», — рассказывает кандидат исторических наук, доцент кафедры истории МГТУ им. Н. Э. Баумана Борис Колобов.
Именно в 1801 году и родилось выражение об омовении русских сапог в Индийском океане. Но британская разведка этого не допустила. Английский посол в Санкт-Петербурге Чарльз Уитворт организовал дворцовый переворот, Павел I скончался от «апоплексического удара»… золотой табакеркой в висок. А взошедший на престол Александр I, поговаривали, был в курсе заговора. «Англичане промахнулись по мне в Париже, но они не промахнулись по мне в Петербурге», — воскликнул Наполеон, узнав об убийстве Павла (в те же дни состоялось и покушение на Бонапарта). «На иностранное происхождение заговора против Павла I указывает и то, что его преемник сразу же остановил казаков, двигавшихся в Индию», — считает историк Николай Стариков.
Их человек в Петербурге
Лондону очень не хватало влияния в России. Екатерина Великая туманный Альбион не любила. При возможности старалась уязвить. Например, взяла на службу американского пирата Джона Поля Джонса — грозу английского торгового флота. Разразился международный скандал.
И вот он, шанс. Одним ударом (той самой табакерки) решаются сразу две проблемы. Первая — сохранение богатейшей колонии. Вторая — на престоле оказывается личность, на которую имеется компромат. И какой…
Если проследить историю взаимоотношений Александра I с Наполеоном I, заметна непоследовательность русского царя. Воюем, потом дружим, опять воюем. Особенно если взглянуть с точки зрения интересов России. За что умирали наши солдаты под Аустерлицем? За Англию. Бритты сколотили очередную антифранцузскую коалицию (Россия — Австрия), ведь Бонапарт в 1805-м планировал высадить десант на остров. А свои войска не прислали, воевать чужими руками — любимая политика англичан.
В Тильзите (1807) и Эрфурте (1808) Наполеон пытался объяснить Александру I, что австрийцы — наемники бриттов. Не вышло. Все русско-французские договоренности остались только на бумаге. Континентальную блокаду английской торговли Россия не поддержала.
Без вариантов
Союз французов и русских против Великобритании в начале XIX века был просто невозможен. У Александра отсутствовали возможности для маневра. Ведь в любой момент высшему свету России могли предъявить компрометирующие документы. После обнародования которых царю оставалось лишь приставить дуло к виску и нажать на спусковой крючок.
В свете этого можно по-другому взглянуть и на причины вторжения Наполеона в 1812 году. Глупцом полководец не был, захват бескрайней России вряд ли входил в его планы. Наверняка он понимал, что это невозможно сделать. Но полез. Для чего? Быть может, чтобы не дать российской армии вместе с кем-то (и в интересах кого-то) куда-то выдвинуться?
Две сильные континентальные державы старательно стравливали. Война ослабила бы обе стороны. Именно так и случилось.