Смартфоны с камерой совершили настоящую революцию в фотографии. Если 10 лет назад для быстрой фотосъемки в любых условиях надо было обзавестись цифровой «мыльницей», то теперь профессиональный фотограф снимает фото-репортажи с Олимпиады на iPhone — и ведущие издания мира берут эти материалы для публикации без вопросов. Всеобщее счастье и удобство, разве не так? Однако Кит Вивер, фотограф и дизайнер, твердо уверен, что мобильная фотосъемка «убивает» само искусство фотографа, которое так ценилось со времен появления «камеры-обскуры».
Кит Вивер впервые взял в руки фотоаппарат, когда ему было всего 5. Тогда он наблюдал, как дедушка в темной комнате при свете специальной лампы проявляет отснятые фотографии и «сушит» карточки на веревке. 25 лет спустя Кит сделал первый снимок на iPhone — и понял, что мир меняется, а новые инструменты могут сделать искусство фотографии увлекательным и непохожим на прежнее. Но радость от таких изменений быстро рассеялась.
За 10 минувших лет наука и искусство создания снимков изменились кардинальным образом. Но не изменился изначальный посыл: создавать снимки, имеющие художественную ценность, сюжет, доносящие определенный смысл до зрителя. Эта простая, но гениальная идея донесения смысла в современном обществе «фотографов» практически утеряна. Оглянитесь вокруг: все фотографируют суши, коктейли, новую сумочку, новый блеск для губ, ценник в ресторане, приготовленный на завтрак козий сыр или купленные на распродаже кроссовки. Еще один отдельный жанр — бесконечная вереница «самострелов» и «луков», заполнивших социальные сети. Фотографы Х Х века схватились бы в ужасе за голову, узнав, что камера с разрешением, превосходящим большинство аналоговых фотоаппаратов 1983 года, служит в 2013 году для того, чтобы запечатлеть новые гольфы школьницы, стакан из «Старбакса» на столе стартапера или порцию лапши в тарелке у блоггера.
Вместо того, чтобы показать миру что-то красивое, стоящее внимания, имеющее ценность и неповторимость момента, сделать каждого зрителя частью одного большого целого (как происходит при просмотре фотографий природы, уникальных архитектурных сооружений, знаковых политических или общественных событий, картин мирной жизни или войны) — вместо всего этого мы «оказались в центре унылой асексуальной культуры, где все фотографируют еду и туфли» (как справедливо отметил один колумнист).
Если вы всё еще продолжаете фотографировать завтраки-обеды-ужины и цвет собственных брюк-юбок-рубашек сегодня утром — забудьте: вы никакой не фотограф-любитель. Вы — тот, из-за кого нам всем лучше отказаться от мобильной фотосъемки. Может быть, тогда к нам вернется ощущение, которое до сих пор не покидает нас при просмотре старых фотографий, сделанных на пленочные «зениты», «киевы», «смены» и «никоны» нашими родителями и дедушками / бабушками.