60% из нас уверенно и однозначно отвечает: нехватка денег. Впрочем, это понятие оказалось многогранным и сильно растяжимым. Кому-то не хватает денег на продукты и одежду, а кому-то — на совместный отдых и покупку новой машины. Однако и в том, и в другом случае нехватка считается важной.
На втором месте оказались проблемы со здоровьем и сопутствующие им трудности с лечением. От этого страдает 31% российских семей. Третье место разделили бытовые трудности и общее переутомление: 28% семей заявили, что живут в крайне стесненных условиях и столько же постоянно чувствуют себя уставшими.
Заметные 17% и 15% набрали безысходность и отсутствие перспектив на будущее. В том числе, нас серьезно беспокоит невозможность дать детям хорошее образование. 19% все время боятся потерять работу. И, наконец, 4% семей страдают от алкоголизма или наркомании кого-то из близких. Что, конечно, не значит, что только в 4% российских семей кто-то пьет. Однако, по сравнению с другими трудностями, это оказывается не смертельным. Большинство согласилось с тем, что с пьянством, например, супруга (а чаще пьют все-таки мужчины) можно примириться, если все остальное более или менее хорошо.
Около 40% российских родителей согласились с тем, что не смогли бы справиться с воспитанием детей без бабушек и дедушек. И еще 13% заявили, что все было бы хорошо, если бы они были уверены в сохранности своих сбережений, в том числе пенсионных.
Уровень личного счастья большинство жителей России оценивает как средний. Большинство из нас считает, что могло бы быть гораздо лучше, но момент для того, чтобы этого достичь, был упущен. Психологи называют подобное состояние «синдромом искаженных ожиданий». На самом деле, большинство людей не очень хорошо представляет, что нужно лично им, и действует, исходя из общепринятых стереотипов. Например, о том, что престижно иметь автомобиль или быть зубным врачом. Хотя, на самом деле, человек может в душе хотеть быть фермером и иметь, например, трактор…)))