Забытые герои Бадабера
История Собибора — не единственная героическая страница, по странным причинам оказавшаяся на долгие годы забытой. Можно вспомнить и восстание советских солдат в лагере для военнопленных под Пешаваром в 1985 году. Полный список смельчаков до сих пор не установлен, а те, чьи имена известны, не удостоены даже посмертных наград.
Пакистан. Десять километров южнее города Пешавар, неподалеку от афганской границы. Маленький кишлак Бадабер — здесь расположена замаскированная под лагерь беженцев база подготовки моджахедов. Тут же — тюрьма для советских и афганских военнопленных. 26 апреля 1985 года горстка наших солдат и офицеров подняла восстание, захватила склад боеприпасов и двое суток сдерживала атаки моджахедов и подразделений регулярной пакистанской армии. К лагерю подогнали танки, артиллерию, реактивные установки «Град». Понимая, что вырваться не удастся, пленники подорвали себя вместе со всем боевым арсеналом.
Первое официальное упоминание о восстании прозвучало 15 мая 1985 года — короткой тассовкой. А 27 мая о нем рассказало Агентство печати «Новости» — без подробностей. Но и сейчас, по прошествии 28 лет, о тех событиях известно немного.
Достоверно известно одно: против восставших действовали моджахеды известного полевого командира Бурхануддина Раббани, с 1992 по 2001 год занимавшего пост президента Афганистана, и 11-й армейский корпус Пакистана. Их потери составили: около 100 моджахедов, 90 пакистанских военнослужащих, в том числе 28 офицеров, 13 представителей пакистанских властей и шесть американских инструкторов. Были уничтожены три установки «Град» и 40 единиц тяжелой боевой техники. Неплохой итог двухдневного боя для измученных в плену обычных солдат и офицеров, совсем не спецназовцев. Более того, по некоторым данным, в списках узников лагеря Бадабер находились необстрелянные бойцы, а из офицерского состава только два или три лейтенанта. И это при том, что «лагерь беженцев» представлял собой крупнейшую базу подготовки моджахедов, где под руководством иностранных инструкторов проходили обучение более двух тысяч боевиков. Сам лагерь размещался на площади 500 гектаров, на его территории находилось шесть складских помещений с оружием и боеприпасами и еще три тюрьмы…
Наши бойцы не могли этого не знать. Тогда на что же они рассчитывали? Безумство храбрых? Некоторые подробности той истории «Культуре» поведал офицер, чье имя останется тайной.
— Была поставлена задача вытащить из лагеря одного человека, — начал наш собеседник. — Провели сложнейшую операцию, в которой участвовала разведывательно-диверсионная группа из трех или четырех человек. Они-то и организовали мятеж. Один из них был заранее внедрен в лагерь под видом пленного. Должны были сработать чисто и тихо, но, думаю, кто-то предал ребят.
Рассказ офицера — готовый сценарий для художественного фильма. В Афганистане попал в плен один из близких родственников представителя советской партийной верхушки. Моджахедам о своем происхождении он не сказал ни слова. Однако кто-то из советского руководства засомневался, выдюжит ли парень. А вдруг поддастся на уговоры переметнуться в США — спасет себе жизнь, но тогда позора не оберешься.
В результате было принято решение об отправке под Пешавар диверсионной группы, которая под видом местных жителей доберется до Бадабера, снимет во время вечернего намаза часовых и охрану и освободит всех военнопленных — советских и афганских. Афганцам предполагалось дать возможность самим выпутываться из этой истории, а советских — направить в сторону границы, туда уже подтянулись со стороны Афганистана крупные армейские соединения, а в воздухе постоянно барражировали вертолеты и самолеты. Важного пленника спецназ должен был довести до безопасного места по секретному маршруту.
В правдоподобность этой версии заставляет поверить целый ряд обстоятельств. Действительно, среди пленных находился человек, чья «легенда» вызывала вопросы. Николай Шевченко — якобы водитель-вольнонаемный, попавший со своей автолавкой в плен под Гардезом. Именно он, по свидетельствам выживших афганских пленных, и был организатором восстания. Этот шофер обладал широкими знаниями и навыками, присущими, скорее, офицеру, владел восточными единоборствами, был тонким психологом. С его появлением в лагере все «шурави», как называли советских солдат в Афганистане, вдруг ожили и приободрились.
По официальной версии, охрану убрали сами пленные, они же и захватили склады с оружием во время вечернего намаза. Но как им удалось оказаться вне тюремного помещения? Кто-то помог? И кто так умело вел оборону, когда предупрежденные предателем моджахеды окружили лагерь и завязался неравный бой? На такое способны лишь хорошо обученные диверсанты-спецназовцы.
Еще один штрих в пользу версии нашего собеседника, который подтвержден документально. Во второй половине апреля 1985 года Ограниченный контингент советских войск в Афганистане значительно усилил свое присутствие на афгано-пакистанской границе. В частности, сюда был переброшен 345-й полк ВДВ и другие подразделения, которые могли бы провести военную операцию на территории Пакистана. Но помощь десантников не потребовалась… Не важно, со спецназовцами или без них, но военнопленные подорвали себя, когда стало понятно, что сдерживать натиск моджахедов, которых активно поддерживала артиллерия и авиация, они долго не смогут.
…Имена некоторых участников этого восстания были переданы пакистанской стороной России и Украине. Трое украинцев властями своей страны были награждены (посмертно). А вот в России участников восстания забыли. Когда воины-«афганцы» в 2002 году направили в Министерство обороны ходатайство о награждении россиян, геройски павших в ходе того боя, в Комитет по делам воинов-интернационалистов пришел официальный ответ из Главного управления кадров Минобороны: «По имеющимся в нашем распоряжении спискам (Книга Памяти о советских воинах, погибших в Афганистане), указанные вами воины-интернационалисты в числе погибших не значатся… Исходя из вышеизложенного, а также учитывая отсутствие документального подтверждения конкретных заслуг бывших военнослужащих, в настоящее время оснований для возбуждения ходатайства о награждении, к сожалению, не имеется»