Корнет Савин — аферист мирового значения
Если среди женщин-авантюристок Российской империи на рубеже XIX и XX веков блистало имя Соньки Золотой Ручки, то среди мужчин неофициальным королем аферистов считался корнет Савин. Его имя то и дело попадало на первые полосы российских и зарубежных газет в связи с какими-либо махинациями.
Как и в случае с Сонькой Золотой Ручкой, доподлинная биография корнета Савина покрыта мрака тайны. Что-то про себя он придумал сам, что-то придумали за него. Точно известно, что Николай Савин родился в семье отставного поручика в Калужской губернии. В качестве года его рождения чаще всего упоминается 1855, хотя не исключено, что это может быть 1854 год.
Отец Николая обожал сына и всячески потакал его прихотям. Избалованный подросток, а впоследствии юноша нигде долго не задерживался. Сначала учился в Катковском лицее в Москве, но вскоре сбежал оттуда, обидевшись на наказание розгами. Затем Савин поступает петербургский Александровский лицей, но его быстро исключают оттуда.
После этого будущий авантюрист становится юнкером в конной гвардии. Савин обожал яркую и веселую жизнь, на которую нужно было немало денег. Средств, которые Николаю присылал папенька, катастрофически не хватало. Поэтому молодой человек решается на авантюру. Однако она была раскрыта и корнет Савин вынужден подать в отставку с военной службы.
Но тут очень вовремя умирает отец Николая, и он становится обладателем неплохого состояния. Савин продолжает разгульную жизнь, тратит деньги направо и налево. Львиная доля расходов уходила на женщин, к которым корнет питал особую слабость. Но, как известно, деньги имеют свойство кончаться, и через пару месяцев от отцовского наследства не осталось и следа.
Савин решает вернуться на военную службу. Благо как раз началась русско-турецкая война и офицеров запаса брали без разбору, не присматриваясь к их послужному списку и деталям биографии. Юноша воюет в составе 9-го армейского корпуса генерала Криденера, участвует в боях под Плевной и даже получает ранение. Через несколько месяцев Савина вновь увольняют с военной службы — то ли из-за ранения, то ли за прошлые темные дела.
Савин возвращается в Петербург. У него непомерные амбиции и пустой кошелек. Такое положение дел заставило отставного корнета пойти по дороге обманов и афер. Провернув несколько дел, Савин был вынужден покинуть страну, так как за ним начала охотиться полиция. Авантюрист едет в Европу.
Здесь Савин очень быстро завязывает отношения с иностранными мошенниками, которые оценили талант и размах мысли русского авантюриста. А он использует мелких аферистов для своих целей. В Европе мошеннику удалось провернуть грандиозную махинацию, которая обернулась дипломатическим скандалом и вошла в историю под названием «Итальянская афера».
Началась она с того, что Николай увидел в газетах сообщение о плохом состоянии конного парка итальянской армии. У авантюриста моментально рождается гениальный план. Он приезжает в Рим в качестве богатого русского коннозаводчика и предлагает итальянскому правительству план по обновлению конного парка армии. Благо в лошадях Савин разбирался довольно хорошо. Предложение русского так понравилось итальянцам, что король поручил отставному корнету лично заняться поставками лошадей для кавалерии и артиллерии. Первоначально лошади действительно поступали. Савин получил всеобщее признание и уважение. Но однажды он покидает страну, прихватив с собой крупную сумму денег.
Вскоре авантюрист объявляется в Болгарии. В Софию он приехал в качестве представителя французского банкирского дома Salier et Comp графа Тулуза де Лотрека. Он сразу же встретился со Стефаном Стамбулов, который возглавлял регентский совет (он временно управлял государством) и предложил ему крупный займ. Болгария в те времена переживала период политической и финансовой нестабильности, поэтому предложение Савина было с радостью принято.
Савин и Стамбулов быстро находят общий язык, становятся друзьями. Председатель регентского совета, занимавшегося поисками претендентов на болгарский престол, вскоре приходит к мысли, что французский граф вполне может занять трон. Но поскольку кандидатуру должен был утвердить турецкий султан, информацию о Савине Стамбулов отправляет через русского посланника в Константинополе (Стамбуле) Нелидова. Тот узнает в графе Тулуз де Лотреке авантюриста, разыскиваемого полицией Российской империи. По другим данным, Савина узнал парикмахер, который ранее служил в Петербурге. Так или иначе, вместо софийского дворца корнет попадает в петербургскую тюрьму.
В этот раз Савину удалось избежать наказания, правда, ненадолго. В 1891 году присяжные заседатели Московского окружного суда признали отставного корнета Николая Савина виновным в четырех крупных мошенничествах. Его отправили в ссылку в Томскую губернию. Авантюриста поселили в селе Кетском — отдаленном поселении Нарымского округа на пустынном берегу Оки.
Естественно, Савин не собирался засиживаться в этой глуши и уже через пару месяцев, несмотря на охрану, совершил побег. Его искала вся полиция империи, но корнет смог беспрепятственно добраться до Саратова, где у него было небольшое имение. Разжившись небольшой суммой, Савин пытается провернуть еще несколько афер, связанных с лошадьми. Но расчетливые русские купцы не купились на предложения авантюриста. Все его хитроумные планы провалились. Между тем по следу мошенника шла полиция. Савина задержали в небольшом городке Ряжск Тамбовской губернии. Его переправили в город Козлов и бросили за решетку. Здесь отставной корнет прикидывается больным тифом, попадает в больницу и оттуда благополучно сбегает.
Авантюрист принимает решение покинуть Россию, поскольку оставаться здесь было небезопасно. Он оказывается в Кенигсберге, но буквально на первой же афере его задерживают. Вновь виртуозным образом устроив побег, корнет решает покинуть Старый свет и плывет в Америку. 40-летний князь Савин он же граф Тулуз де Лотрек великолепно говорил по-английски и очень быстро перезнакомился со всеми пассажирами первого класса. С помощью парочки шулерских приемов, которые он использовал в карточных играх с мужчинами, Савин поправлял свои денежные дела. С женщинами он отчаянно флиртовал и всем предлагал руку и сердце.
Ступив на земли Нового света, Савин первым делом попытался заключить скорый брак с одной из женщин, за которыми ухаживал. Но их родители не соглашались на столь быстрые браки и просили время. Тогда корнет бросил брачные аферы и сосредоточился на карточных играх. Они приносили ему солидные доходы, поскольку ставки в игре были высоки.
В Нью-Йорк Савин жил в шикарном особняке, постоянно устраивал приемы и перезнакомился со всем высшим цветом города. Здесь он открыл контору по скупке земель на Кубе. На этой авантюре корнету удалось заработать немало денег.
Позже аферист все же женился — на молодой девушке, дочери богатых родителей. Молодожены провели шикарный медовой месяц, а сразу после него Савин уехал, якобы по делам, и больше не появлялся. Естественно, он не забыл прихватить солидную денежную сумму.
Сам Савин впоследствии утверждал, что в 1898 году он получил гражданство Соединенных Штатов, а спустя год женился в Лондоне на англичанке Мэри Вэрвут. Затем семья переехала в Канаду, где у него родилась дочь. В 1902 году у авантюрист якобы получил английское подданство.
По одной из версий, Савин занимался в Нью-Йорке сбором средств на строительство Транссибирской магистрали. Накопив приличную сумму, мошенник возвращается Европу, где его арестовывают за очередную аферу и переправляет в Россию.
В 1902 российские газеты писали о кончине знаменитого афериста, но на самом деле он был вновь сослан в Сибирь. Вновь бежал, на этот раз за Амур, и оказался на знаменитой китайской Желтуге, где добывали золото. Здесь Савин якобы возглавил Желтугинскую республику (второе название «Амурская Калифорния»), в которой жили около 7 тысяч человек. Впоследствии она была разогнана армией.
В прошлый раз мы оставили нашего всемирно известного афериста корнета Савина на китайской реке Желтуга, куда съезжались преступники всех мастей и калибров. Дальнейшие похождения авантюриста описаны гораздо в меньшей степени, поскольку нельзя разобраться точно, где правда, а где вымысел. С большой долей вероятности можно лишь полагаться на сообщения, публикуемые в СМИ. А газеты о отставном корнете Савине писали часто.
Так, в сентябре 1903 года «Петербургская Газета» писала, что бывшего корнета Савина везут из Лиссабон в Петербург. В португальской столице авантюрист вновь выдал себя за графа де Тулуз-Лотрека и попытался обманом получить крупную сумму денег, но был разоблачен и схвачен. Но до Петербурга арестованный Савин так и не доехал. Путь задержанного афериста пролегал через Гамбург, в котором также вскрылись множество его обманов. Местные власти захотели непременно судить мошенника и отправить его в Россию только после отбытия наказания тут.
Последующие годы Савин практически все время проводил на судах и в тюрьмах. В 1911 году мошенник сам того не подозревая стал политическим заключенным. В Томске бывшего корнета осудили за хранение рукописей, в которых содержались оскорбления в адрес царской семьи. Впоследствии это сыграло на руку аферисту, который после Октябрьской революции 1917 смог вернуться в Петербург. Правда, установить было ли это на самом деле или нет возможности, поскольку «политическое дело» корнета Савина впоследствии бесследно исчезло.
Продажа Зимнего дворца
Статус «политического заключенного» якобы помог аферисту в 1917 году получить должность начальника охраны Зимнего дворца. В то неспокойное время в Россию приезжали множество иностранцев, которые скупали родовые замки и поместья. Один из таких покупателей как-то приехал к Зимнему дворцу и попросил охрану позвать самого главного.
Авантюрист сразу понял, что нужно иностранному гостю и представился ему в качестве хозяина дворца. Поторговавшись для вида, бывший корнет согласился уступить американцу дворец за огромную сумму. Довольный иностранец поспешил в банк за деньгами, а Савин, тем временем, быстренько «нарисовал» поддельную купчую. К ней для пущей убедительности он добавил большую связку ключей. Вечером произошла историческая продажа — бывший корнет Савин продал американскому гражданину Зимний дворец.
При этом он предупредил нового хозяина, что распорядился отключить в здании электричество, поскольку счета за него приходят очень большие. Сделано это было для того, чтобы новый хозяин не вздумал сразу же приступить к осмотру своих новых владений. После сделки корнет тут же уволился с должности начальника охраны и был таков. Когда на следующий день американец заявился в Зимний дворец со своей «купчей», то над ним просто посмеялись. Смеха прибавилось, когда новый начальник охраны внизу договора обнаружил приписку, сделанную Савиным, «Дураков не сеют, не жнут».
Очередная попытка стать царем
Следующие пять лет о жизни корнета Савина ничего не известно. Окончание Гражданской войны застало авантюриста на Дальнем Востоке, где большевики, опасаясь нападения японцев, создали буферную Дальневосточную республику. В Приамурье то время ещё были сильны позиции белых. И Савин добивался министерского поста во временном правительстве. Находясь в преклонных годах, бывший корнет все также носил френч с золотыми погонами.
Грудь его была украшена золтой цепочкой, а также орденом Святого Владимира и медалью за турецкий поход. В течение осени 1922 году белые пытались начать наступление. В частности, был предпринят поход на Хабаровск. Но советские войска быстро разгромили их. В конце октября белые покидают Владивосток. И аферист решает уехать в страну, в которой он едва не стал царем — в Болгарию. Здесь граф де Тулуз-Лотрек стал показывать всем документы, подтверждающие его права на болгарский престол. Бывший корнет обзавелся сторонниками из числа белоэмигрантов, которые были рады видеть во главе Болгарии русского человека.
Но вместо того, чтобы спокойно добиваться поставленной цели, корнет Савин решил подзаработать на мелких аферах. И при попытке обмануть английского подданного попался. Англичанин пожаловался британским властям, которые мигом собрали обличающее досье на претендента на болгарский трон. И аферист был вынужден вновь податься в бега — с позором и без денег.
Последние годы аферист прозябал в нищете
Через несколько лет отставной корнет Савин обнаруживается в Маньчжурии. В Харбине он пытается провернуть аферы с вагоном золотых часов, но терпит неудачу. В местной газете появляется объявление с просьбой остерегаться мошенника. Для международного авантюриста наступают трудные времена. Он вынужден спать в ночлежке, а питаться в столовой при православном монастыре.
Из Харбина Савин перебрался в Гонконг, но и здесь удача не повернулась к нему лицом. Аферист был вынужден вести бедный образ жизни, скитался по больницам, ночлежкам и домам призрения.
Свою жизнь великий авантюрист закончил в Шанхае. В 80-летнем старике, который сильно потолстел из-за цирроза печени и шаркал в стоптанных ботинках по улицам китайского города, было практически не узнать великого афериста, который пересидел практически во всех европейских тюрьмах. И лишь порой поблескивающие глаза говорили, что у этого старика была захватывающая и полная приключений жизнь. За всю свою жизнь корнет Савин провел в местах лишения свободы 25 лет. Скончался аферист в 1937 году от цирроза печени на нищенской больничной койке. Его похоронили по православному обряду здесь же в Шанхае.