пример из своей практики. Диля Еникеева психотерапевт
Алисе 28 лет. У нее яркая, броская внешность, изящная фигурка. Возможно, кто-то сочтет ее слишком худощавой — весит Алиса не более 45 килограммов при росте примерно 168−170 см, — но о такой фигуре, я знаю, мечтают многие современные девушки. Она ухоженная, стильно одета. Вряд ли найдется мужчина, который не обернется ей вслед. Но вот подойдет ли?.. Это вопрос. Учитывая, что Алиса ездит на «Мерседесе» последней модели, пеший представитель сильного пола ее вряд ли догонит. А среди обладателей крутых иномарок немало тех, кто не прочь приударить за красивой девушкой. Вдобавок она умна, начитанна и остра на язык.
Алиса руководит рекламным отделом крупной фирмы, относится к категории высокооплачиваемых служащих. На работе вокруг нее — рой мужчин. Она посещает фитнес-центр и клубы, где парней тоже более чем достаточно.
Что же привело столь благополучную девушку к психотерапевту?
Довольно типичная проблема, которая не зависит от социального и материального статуса.
«Я никого не могу удержать», — заявила мне Алиса, едва мы познакомились.
Сценарий однотипен. Она знакомится с мужчиной, несколько встреч, секс, и вот любовник уже ускользает. Нет, он не пропадает бесследно. Время от времени экс-любовник звонит или Алиса ему звонит, но он неизменно занят именно в этот вечер и предлагает перенести встречу. На вопрос: «Когда?» — следует ответ как в известном анекдоте:
Алиса не из тех, кто станет бегать за мужчиной. Позвонив несколько раз (вначале она, как и любая другая на ее месте, верит бойфренду) и получив вежливый «от ворот поворот», девушка понимает, что пора ставить точку. И ставит.
Больно, конечно, когда тебя отвергают… Но Алиса утешалась тем, что у них были ни к чему не обязывающие отношения, они встречались всего несколько раз, и слава Богу, что она не успела привязаться к этому парню.
Потом примерно то же происходило с другим парнем. Еще с одним. Еще. И еще.
Алиса пробовала выбирать мужчин постарше, но с ними ей было скучно.
«Я тусовочная девочка», — говорит она о себе.
Клубов в Москве много, на любой вкус и кошелек. У состоятельных людей своя тусовка, у менее состоятельных — своя. Есть любители в течение вечера-ночи кататься из одного клуба в другой. К ним относится и Алиса.
Разумеется, для подобного образа жизни нужно иметь железное здоровье. Ведь Алиса работает, в отличие от многих завсегдатаев этих заведений, прожигающих родительские или мужнины деньги. Выдержать этот темп жизни не каждому мужчине под силу. Немолодой точно не потянет. Потому Алиса предпочитала ровесников или парней моложе себя.
Казалось бы — ответ на безмолвный вопрос моей пациентки, с которым она пришла ко мне, очевиден: не из тех Алиса выбирает.
Любовники «тусовочной девочки» — как шмели, перепархивающие с одного цветка на другой. «Красивых девушек много, а я один!» — говорил один из моих пациентов, типичный тусовщик. Шмель, перелетая с цветка на цветок, опыляет его. Так же и наш герой. Однако ни тот, ни другой не ставит своей задачей опыление, то есть, какую-то позитивную цель. Шмель питается нектаром, а тусовщик подпитывает самооценку.
Почему же Алиса выбирает мужчин, явно не подходящих на роль спутника жизни?
А вот на этот вопрос невозможно дать ответ в двух словах. И даже в двух предложениях. Здесь пришлось бы углубиться в психоанализ, но пока я не стану этого делать (на эту тему мы поговорим попозже). Упомяну лишь суть, которую можно обозначить известной фразой: «Все мы родом из детства». А именно: многие проблемы взрослых людей уходят своими корнями в детство.
То, что дело вовсе не в специфическом Алисином окружении и не в отсутствии приличных мужчин, вы, я полагаю, уже поняли. Дело, разумеется, в ней самой. После курса психоанализа моя пациентка это осознала, но вывод сделала неожиданный:
«Поживу в свое удовольствие, пока молодая. Но теперь я не буду брать в голову, что парни меня бросают. Ведь не бросают же! Мы просто переспали и разбежались, вот и все. Зато я живу весело и без напрягов. А когда мне захочется мужа и детей, тогда я снова приду к вам, и вы меня научите, что делать».
Вот так. Как говорится, каждому — свое.