«Кому скоромно, а мне вкусно!»
В общем, относительно некоторых, довольно непохожих, но очень важных вещей — относительно желаний, силы и красоты — можно сказать, что их не стоит выдумывать и имитировать. Надо набраться мужества и сказать, как кот Евстафий в русской народной сказке — мышке Серафимке: «Кому скоромно, а мне вкусно!» Как бы ни давила на твое сознание «непрерывная вечность успеха и удовольствий», придуманная социумом в пику природе, ты не сможешь ее воплотить и только зря растратишь собственное «я» в погоне за демонстрацией этого невиданного зрелища досужим зевакам. Поэтому задумайся о несравненно более серьезном подходе: самопознание, выбор — и последовательная работа для осуществления твоих планов. Многим людям эта — довольно простая, по крайней мере на первый взгляд — тактика кажется недоступной не столько из-за недостатка свободного времени, материальных средств или интеллектуального потенциала, сколько… в силу субъективных причин. Таких причин может быть несколько, а вряд ли существуют полные «реестры» психологических барьеров, которые мешают людям найти себя. Но отдельные «пункты» рассмотреть стоит.
Одно из самых распространенных «препятствий» — стеснительность. Мы стесняемся себя, потому что наши истинные желания как бы «не соответствуют мировым стандартам». И вместо того, чтобы плюнуть и на стандарты, и на некий «мир», их вырабатывающий, женщина подменяет собственные пристрастия более «престижными» идеалами. Если, например, на тот момент в моде царит деловой образ жизни, активное занятие бизнесом, жесткость и карьеризм — типичная «домашняя хозяйка» чувствует себя какой-то недоделанной. Ругает себя квочкой, смущается любви к подушечкам, пуфикам, коврикам и домашней выпечке. И оттого либо зажимается, либо… становится агрессивным адептом домостроя. И принимается вербовать сторонников и подвергать противников (хотя, строго говоря, это не противники, а всего лишь люди с другим образом жизни), как выражался Аркадий Аверченко, «острому кизму, просто острейшему». В наши дни немалое количество подобных закомплексованных, но агрессивных особ подвизается в масс-медиа в качестве бибабо — игрушек-перчаток, которыми ловко манипулируют демагоги, лучшие друзья идеологии.
Идеология не заботится о нормальном «равновесии характеров» в социуме. Ее задачи примитивны и одномерны. Если у страны есть потребность в увеличении рождаемости — идеологи составят соответствующую программу «оболванивания» и используют «слабое звено» любого общества. А именно граждан и гражданок, неуверенных в себе, закомплексованных и потому склонных к фанатизму. Ведь слияние с «фанатами» того или сего дает стеснительной особе, страдающей из-за пониженной самооценки, своеобразное «отпущение грехов». И она охотно идет «глаголом (бывает, и не только глаголом) жечь» всех, кто живет иначе, радуясь тому, что и у нее нашлись сторонники и единомышленники. Одна деталь — то, что всему и всем в цивилизованном обществе отводится свое, законное место, — конечно же, замалчивается и забывается теми самыми демагогами по имени Данко, которые провоцируют нормального человека на неадекватное поведение. Они ведут привычную рекламную кампанию, и в ходе ее создают в мозгу «человека из публики» образ без альтернатив, «единственно верный». Поголовное следование «избранным» идеалам, естественно, может вызвать такую дисгармонию отношений, такую дисфункцию социальных механизмов, что эти явления с полным правом можно назвать экологической катастрофой. Но, к счастью, человеческая психика достаточно устойчива, чтобы не воплощать в жизнь все подряд — призывы идеологов, рекламные слоганы, заветы вождей и прочую мутотень. У каждого из нас наличествует собственная защитная система, благодаря ей мы сохраняем ясность ума даже в присутствии чрезвычайно убедительного «болтолога». Значит, у любого человека есть реальный шанс избежать личной экологической катастрофы. Надо только перестать разрушать свою «психоимунную» систему бесконечными упреками: вот, не та у меня мечта, жизнь, фигура, натура — все пора менять! Прежде чем менять (сиречь разрушать) — проверь, есть ли в том нужда. И проверь по индивидуальным параметрам, а не по тем, которые навязаны очередной «большой иделогической нуждой». Иначе пресловутую «нужду» справят прямо тебе на голову — не отмоешься.
Есть и другая причина, из-за которой мы неуклонно движемся по направлению к личной экологической катастрофе. Причина, противоположная стеснительности. Это… жадность. Вообще, завоевывать и покорять следует только те территории, которые ты сможешь освоить. А в противном случае они станут одной большой могилой — для всех твоих непомерных амбиций и блестящих планов. Итак, о жадности. Несмотря на видимую противоположность, корни и у стеснительности, и у жадности приблизительно одинаковы — все то же желание «соответствовать мировым стандартам». И все то же намерение «замаскировать» собственную суть, мимикрируя под окружающую среду. Если славы, богатства и успеха вообще добиваются (если, конечно, свято верить словам журналистов, мемуаристов, биографов и просто любителей принародно покартавить с пафосом в голосе) натуральные охотники, авантюристы, игроки, предприимчивые и неуемные хищники — выходит, и тебе надо уподобиться диким, чтобы свой кусок «срубить»? Абсолютно неверный вывод. Всегда надо делать скидку на «красоты интерпретации образа» — и ничего не принимать буквально, в качестве инструкции к действию.
Помнишь исторических красавиц, не отличавшихся красотой? Точно так же обстоят дела с их невиданными пороками, адским властолюбием, бешеной жаждой денег и роскоши… Наверняка все они умели регулировать свои «жажды и нужды». Иначе все эти «исторические суперженщины» превратились бы в сумасшедших старушек — скупердяек, эротоманок, домашних тиранок. И никаких «мировых ролей». А почему? Да потому, что «перекос» в личности, вызванный неконтролируемой жадностью, оборачивается паранойей. Можно, конечно, будучи параноиком, довольно долго оставаться «на посту» — если ты правитель по праву рождения, а не особа, загремевшая «из грязи в князи». Тогда, при наличии законопослушных подданных, привычных почитать «царскую кровь», ты не будешь свергнут и гильотинирован (поднят на копья, заточен на острове, заживо съеден и т. п.) — и то не наверное. А уж «выходцу из низов» удержать в руках завоеванное — тут не до безумств! Тут надо мозгами ой-ой как поработать! Значит, оставляем все описания диких вспышек, бурь и гроз «за кадром». Либо это просто «для красного словца» выдумано, либо в описанные времена аналогичная манера поведения была в порядке вещей. В любом случае — подобная реакция не является индивидуальным проявлением. Аминь всем Вульфам и Радзинским, будем смотреть на мир менее романтическим взором.
Не углубляясь в бесперспективную тему «Какие свойства были присущи всем жившим на земле гениям», мы, все-таки, намерены обозначить некоторые общие тенденции. Люди, достигавшие — и достигающие — успеха, действительно, чего-то хотели. Кому-то нужна была слава, кому-то — деньги, кому-то — любовь, et cetera, et cetera. Но в безумную страсть (по крайней мере, в процессе самореализации) потребность не переходила. Потому что патологическая деформация личности, что бы там ни гундосили всякие мистики-психоделики, на пользу работе не пойдет. Даже если с психом и случится озарение, то доводить смутный образ до совершенства придется совсем другим людям. Они-то и получат большую часть вознаграждения, пока окончательно спятивший «основоположник» будет петь басом в Бедламе: «Из глубины взываю к тебе, Господи-и-и-и…» И оптимальная методика обращения со своим желанием практически одна-единственная — необходимо направить энергию, выработанную страстью, в самореализацию. Из разряда разрушительных — в разряд созидательных. Есть люди, боящиеся сильных ощущений. Чувствуя тягу, стремления, порыв, они принимаются все вышеперечисленное «гасить» — усиленно расслабляются, отвлекают внимание, подавляют эмоции, считают овец и принимают транквилизаторы. Но ни полноценного отдыха, ни нормализации душевного состояния из их «гасилок» чаще всего не выходит. Потому что зажженный потребностью огонь «горит и ярко рдеет», невзирая на увеличение дозы седативных препаратов и совершенствование методов «пожаротушения».
А что же делать, если не тушить? Раздувать, что ли? Тоже мне, советы для птицы Феникс. Впрочем… Если оставить в стороне сарказм (вполне обоснованный — современный человек сильно страдает от переутомления и перевозбуждения), то нередко картинка проясняется. Наверняка стоит поменять систему «слива эмоций». Например, не проедать себе печенку из-за нерях-домочадцев, ежевечерне убираясь в комнатах, покрытых наслоениями разбросанных как попало шмоток, игрушек, пивных банок и конфетных фантиков, а завести себе хобби «вне дома, вне семьи» — начать посещать бассейн или боулинг. Или вообще собраться и уехать: в командировку, в отпуск, к подруге погостить. Провести шоковую терапию: либо твои милые-любимые-родные наконец научатся сами вытирать пол в прихожей и опускать крышку унитаза, либо они безнадежны. И надо менять либо семью, либо «гигиенические установки». Или другой пример: ты регулярно засиживаешься на работе — а почему? Плохо организован производственный процесс? Ты Пятачок, который всего боится и норовит всех опекать? Или подспудно тебе хочется создать собственное ноу-хау, а ты подавляешь это желание, имитируя «сверхзанятость»? Проясни, чего тебе хочется — и выработай стратегию достижения согласно индивидуальным особенностям натуры.
Когда у тебя имеется информация относительно потребностей и способностей, ты увидишь, что и куда следует направить. Но это лишь первый этап. А второй — координация внутреннего и внешнего. «Человек — политическое животное», как считал философ Аристотель, или «животное общественное, которое не выносит своих сородичей», как считал художник Эжен Делакруа. Значит, надо так устроить дела, чтобы тебя не уничтожили твои же разозленные сородичи. Политично устроить. Не думай: стерва не та особа, которая не уступит ни пяди своей земли. Стерва не собирается платить за успех любой ценой, она не глупа, она умеет торговаться. И знает: куда легче координировать известное с известным, чем метаться в темноте с упаковкой антидепрессанта наперевес. Получается, что перед осуществлением собственных планов обязательно требуется разведать обстановку. Когда человек, не пикнув, отдает все, что противоположная сторона захочет — это никакая не координация интересов, а сущая ограбиловка. Когда человек стоит на своем, словно памятник Петру на Берсеневке, это тоже не координация, а монументальная тупость.
Обе тактики свойственны лицам, глубоко в себе неуверенным. Только в первом случае страх выступает как есть, а во втором — нацепив маску агрессивного отпора. Агрессия неприемлема в качестве «политичного подхода» именно потому, что человек в этом состоянии не в силах выслушать противника. Он перепуган, он ощущает собственную слабость — и потому старается не слушать приводимые аргументы и не анализировать предлагаемые компромиссы. Он просто боится поддаться на уговоры, отступить перед натиском и про… валить все задание «у целом». Стерва не боится: а вдруг меня обидят? А вдруг меня уронят? А вдруг меня поимеют? Вот и слушает собеседника с чувством собственной полноценности и дееспособности.
Стерве часто угрожают, что она когда-нибудь непременно останется одна. Мы можем возразить на это тем, что стерва не Морра из повестей Туве Янссон. Не чудище, которое замораживает мир вокруг себя, оставляя лишь безжизненное ледяное пространство, а потом принимается тосковать по теплу и свету. Именно потому, что стерва умеет глядеть в глаза действительности, не впадает в инфантильный максимализм и не зажимается от совершенных промахов и ошибок — потому ей нет нужды в экстремальных мерах по «реанимации самооценки». Мы не раз сталкивались с женщинами, применяющими тактику давления в нехитром, мы бы сказали, животном исполнении: например, такая особь категорически искореняет умение слушать партнера, а если и пытается убедить кого-то в своей правоте, прежде всего начинает орать. Ее легким и саксофонист позавидует, а тембру голоса и павлин ужаснется. Из-за засилья «ораторий» в жизни подобных баб и поражения, разумеется, нередки — тогда можно замкнуться в скорбном безмолвии и заморозить отношения. Вероятно, навек. Вот вам типичная Морра. Стерва, как мы не раз объясняли, гораздо мобильнее. Она не ставит все свое сегодня и все свое завтра в зависимость от этой беседы и от этого собеседника. Она независима. Как сказал Жванецкий: «Вы пробовали когда-нибудь зашвырнуть комара?» Побольше легкости, милые дамы, побольше легкости! Это надо иметь наглость в голосе!
Как стать истинной стервой, не впадая в крайности, в демонстративность, в «охотничье вранье», в инфантилизм — словом, не превращаясь в одну из «лже-стерв», для которых имидж важнее индивидуальности? Самое главное условие — реальные… потребности. Кстати, эту сферу не так легко разработать, как кажется на первый взгляд. Гораздо легче изображать желание, чем иметь оное. Наши потребности произрастают на почве нашей личности, а личность не возникает одномоментно из ниоткуда. Ее приходится развивать и обрабатывать, словно огромное поле — для чего постоянно изучать рельеф местности, особенности климата, флору и фауну, земледелие и краеведение. «От рождения» полной гаммы необходимых знаний не получает никто. Поэтому лишь с возрастом — при условии неустанного совершенствования — мы начинаем понимать, чего хотим от жизни. И требовать «вундеркиндовской» скорости познания себя — большая глупость. Большая, но, к сожалению, весьма распространенная.
Нередко конфликт «отцов и детей» базируется на том, что старшие с патетикой в голосе вопрошают младших: «Скажи, чего тебе надо? Чем ты собираешься заниматься?» Совершеннейшая сцена из фильма «Однажды двадцать лет спустя», когда многодетной, но еще свежей маме вобла-училка пеняет на романтический настрой дочери: «Так о чем надо думать в семнадцать лет? О любви или об аттестате зрелости?» — а мама этак в тормозе вздыхает: «О любви…» Строго говоря, российские мамы большей частью впадают в крайности: то, словно этот сухофрукт в очках и с кукишем на затылке, всю эмоциональную сферу советуют проморить дустом и неусыпно радеть об аттестате; то, будто трепетные тетеньки в наплыве чувств, парят в своих грезах о былом «гормональном безумии». Кстати, это выражение — не метафора. «Гормональным безумием» в психологии называется период полового созревания, когда мироздание видится подросткам неясно, как бы сквозь туман эмоций, обуревающих каждого представителя молодежи. Поэтому некоторое время молодым людям обоего пола важнее подчеркнуть собственную сексуальную привлекательность, продемонстрировать свои выгодные (именно в плане сексуальности) стороны, предъявить себя окружающим в качестве сексуального объекта и субъекта. А размышления на тему самореализации, как правило, отводятся на второй-третий план. Это, конечно, усредненная схема приоритетов, которой, естественно, конкретная личность может и не соответствовать. Но выраженная тенденция все же существует: в сознании большинства молодых людей лет до 22−25 эмоциональная сфера превалирует. А интеллектуальная — только формируется и «созревает». Но родители-учителя-наставники редко помнят про такие мелочи, как физиология и психология. Им подавай чудо: крошку Эйнштейна, который еще в колыбели определился с выбором профессии и уверенно ступил на избранную стезю, едва на ножки стал — самое позднее, когда научился на горшок проситься. Что и говорить, от подобных «ожиданий» молодежь «многая обида претерпевает», как сказал бы герр Мульгерд, незабвенный персонаж Иоанны Хмелевской.
Как-то раз мы стали свидетелями инцидента — одного из тех, которые, на самом деле, не редкость. И наверняка большинство наших читательниц могут припомнить: нечто подобное происходило с ними и с их знакомыми. Два поколения выясняли отношения: дочка упрекала маму за то, что в свое время родители, не интересуясь намерениями дочери, сразу запихнули ту в неподходящее учебное заведение. В результате девушка после школы вынужденно потеряла несколько лет на учебу в конторе, по представлению родителей весьма престижной, но абсолютно бесперспективной по современной «табели о рангах». Мать сначала настаивала на своей правоте, а потом и вовсе принялась объяснять дочери, что нигде та не училась, не было ничего, ничего не было. Наконец, будучи приперта к стенке предъявлением документов с записями и печатями, мамаша сменила тактику: «Да почему я должна помнить какие-то события столетней давности? Ты что, не могла просто развернуться и уйти? У тебя были хоть какие-то мозги? Если ты другого хотела, почему не сделала, как тебе было надо?» — наскакивала она на неразумную дщерь. Та стояла с выражением недоумения и обиды на лице. В общем, сцены трогательного примирения мы так и не узрели.
Честно говоря, мы понимали разобиженную дочку: на судьбу подросших чад обычно влияют родители. Они не принимают в расчет желания подростка и направляют его чаще всего туда, где у них имеются связи. Поэтому «отращивать» собственные желания тинейджеру нерентабельно. И даже когда человек понимает: «Это — не мое!» — еще довольно долго двигается по инерции в заданном направлении. Нашей знакомой, например, понадобилось около четырех лет, чтобы плюнуть на маменькины-папенькины «полезные знакомства» и сделать собственный выбор. Самостоятельность и независимость вчерашнего школьника, конечно же, кажущаяся. И рассказы о том, как в пятьдесят дремучем году чей-то праведный предок отправился в столицу счастья искать, снабженный караваем (одним), головкой чеснока (одной), сменой белья (одной), а также поллитрой (одной), предназначенной для подкупа членов приемной комиссии университета — сущая нелепица. Недаром в заставке передачи «Москва: инструкция по применению» говорится: «Москва — один из самых дорогих городов мира!» и жить здесь (как, впрочем, и в других крупных городах) трудно. Без поддержки не обойдешься. Но определенная свобода молодежи все-таки нужна — хотя бы для того, чтобы преодолеть силу инерции и найти себя.
На самом деле формирование потребностей занимает довольно много времени. Несколько лет уйдет на то, чтобы адаптироваться в окружающей среде, сориентироваться и выбрать ту социальную группу, к которой хотелось бы присоединиться — не из соображений «престижа», а согласно личным стремлениям. В подобной ситуации дефицит желаний опасен. Можно загреметь в нежелательную обстановку не на пару-тройку лет, а на всю жизнь. Будешь сидеть в заведении, которое выбрали за тебя — и мечтать о чуде, которое переменит всю твою жизнь. Вот почему всякой стерве — и начинающей, и вполне зрелой — необходимо затвердить некоторые постулаты. В частности, помни: твой интерес, твои желания — закон для тебя. Не надо петь себе дифирамбы, но постарайся реализовывать то, что хочешь. Любая сфера человеческого существования может стать гармоничной только при одном условии: в ее основу должны закладываться личные желания, а не вынужденные обстоятельства. Значит, необходимы желания. А откуда их взять? Только из одного источника — из процесса самопознания.
О пристрастиях в любви мы надеемся поговорить с читателями в книге «Стерва, мужчины и пучина страстей». Это чрезвычайно ответственная тема, которую весьма трудно уместить в рамки небольшой главы. Поэтому и нежные чувства, и связанные с ними изменения в жизни — романы, браки, разводы и прочее — мы обсудим позже. А сейчас поговорим о другой, не менее важной, области жизнедеятельности — о профессии, о карьере, о деловой самореализации. Тем более, что даже сторонницы ранних браков, как правило, выходят замуж не сразу после получения школьного аттестата, а несколько погодя. А вот с профессиональной «самоидентификацией» тянуть не приходится: тебе едва-едва исполнилось (или пока не исполнилось) восемнадцать, но тебя уже вовсю терзают вопросами «Чем ты собираешься заняться? Куда будешь поступать? Какая профессия тебя интересует?» — и вообще, следуя тактике «мамаши в несознанке», «Есть у тебя мозги? Если да, то мобилизуй их и реши, чего тебе по жизни надо?» Взрослым, чтоб им повылазило, трудно припомнить собственные сомнения на ту же тему, мучившие их незрелые мозги лет двадцать тому назад. Вот они и громыхают над головами современной молодежи, будто устаревшие вертолеты.
Конечно, в юном возрасте в качестве решающего фактора для поиска работы и даже в качестве точки отсчета выступает не столько внутренний настрой на определенного рода деятельность, сколько внешняя демонстрация успешности. Машина, квартира, шмотье и мобилка довольно долго могут затмевать все остальные, не столь благополучные аспекты личной и трудовой жизни. Но эйфория от приобретенных благ и льгот не вечна. Похмелье, когда оно придет, может существенно отравить вполне (казалось бы) налаженное существование. Особенно тем, кто выбирал не для себя, а «для мамы» (или «для подружек») — то есть для того, чтобы поразить воображение родных и близких. Есть, конечно, личности, настроенные на демонстрацию большей частью своего псхологического потенциала — это, как ты догадываешься, Крошка Ру. Для него показ себя «в шоколаде» равнозначен вкусу самого райского блаженства. Но остальные психологические компоненты, кто бы среди них ни значился — Винни-Пух, Пятачок, Тигра, Кролик, Ослик Иа-Иа — могут взбунтоваться против засилья Крошки Ру и потребовать «свое кровное». Поэтому, выбирая «делать жизнь с кого», следует принять одно-единственное разумное решение: «делать жизнь с себя». Правда, этот процесс может разбиться на несколько этапов.
Во-первых, необходимо выяснить, каков твой доминантный психологический радикал, а каковы второстепенные типы. Удовлетворять, конечно, придется всех, но опаснее всего давить и игнорировать «основную компоненту». Поэтому посмотрим, чего кому из обитателей Таинственного леса наших амбиций и пристрастий требуется.
Винни-Пух. Женщин этого типа сильнее всего захватывает то, чем они заняты сейчас. Но, вероятно, завтра их увлечет нечто новое — и если им напомнить: «Ты же вчера совсем другого хотела?» — в ответ Винни-Пух искренне удивится: «Так то вчера!» В общем, это дамы весьма непоследовательные, хотя и легкие на подъем. Винни-Пухи не замечают сложностей и препятствий, пока в их душе царят интерес и приподнятое настроение. Среди Винни-Пухов много трудоголиков, людей, склонных работать сутками и постоянно рисковать — например, штурмовать «неприступные крепости». К тому же они не сильно переживают неудачи, а вместо этого легко переключаются на новый род занятий. Винни-Пухам везет и в том плане, что они быстро схватывают информацию, нередко подбивают и других включиться в «та-акой потрясный проект!» — притом, что судьба «прожекта и прожектеров», когда у Винни-Пуха схлынет «волна энтузиазма», окажется «лидерше» почти безразлична. Винни-Пух ужасно не любит тот этап работы, на котором приходится доводить до ума и шлифовать до блеска «гениальную задумку». Рутина и занудство этому психологическому типу органически чужды.
Пятачок. Самая большая проблема этого типа — неумение вовремя… отказать. Пятачок — самый заботливый, самоотверженный и мягкосердечный персонаж, и у подобных натур нередко нет ни сил, ни времени, чтобы исполнять «маленькие просьбы» друзей, родных, коллег. Бедняжка просто изнемогает под тяжестью поручений и заданий — но ей не преминут еще и еще подкинуть: «Пожалуйста, милочка, не забудь!» Причем те, на кого у «милочки» физически не хватает энергии, не преминут назвать особу, в психике которой доминирует Пятачок, эгоисткой, неорганизованной и безответственной. А робкая натура Пятачка помешает ей выразить категорический протест. К тому же страх, что работа будет сделана недостаточно хорошо и вызовет нарекания, заставляет женщин этого типа отказываться от перспективных проектов и хороших шансов. А в дополнение ко всему Пятачка зачастую мучает нерешительность и неуверенность. Сослуживцы могут счесть Пятачка рохлей или тупицей: медленно реагирует на реплики собеседников, перед любой встречей подолгу обдумывает стратегию общения, а то вдруг забеспокоится, что забыла выключить газ, свет, компьютер… Даже если Пятачок вдруг проявляет агрессию, это не помогает, а разрушает имидж: нелогичные поступки, неадекватные решения, наломанные дрова и запоздалые рефлексии. Словом, Пятачок — не тот тип, благодаря которому можно стать боссом.
Кролик. Женщины этого типа как бы «адаптируют» реальность под себя. Они могут быть обаятельными, веселыми и зажигательными; но могут быть чопорными и холодными — смотря по необходимости. Но и сами извлекают из окружающей среды полезную информацию: извлекают уроки из прошлых ошибок — своих и чужих. Кролики ценят материальные блага, строят карьеру и делают работу последовательно и основательно. Так же устраивают и свой быт: в доме и в офисе порядок, все вещи на своих местах. Именно Кролики — лучшие составители таблиц, списков, картотек, систем и классификаций. Если кто-то страдает от необходимости заниматься нудной обработкой уже полученной информации, то Кролику этот этап нравится. И пусть Кролики нечасто делают изобретения — зато они часто лучше изобретателя знают, чего стоит находка и как ее «к делу пристроить». Кролик — идеальный исполнитель, которому совсем не в тягость правила иерархии. Женщины этого типа видят силу не в мускулатуре, а во власти. Поэтому им и самим нравится командовать. Педантизм, организованность, целесообразность в жизни Кролика занимают основополагающее место. И если кому-то подобное существование покажется скукой смертной, то Кролика охватывает искреннее недоумение по поводу «позывов и порывов» некоторых особ, способных погубить себя из-за минутной прихоти. Если ты ощущаешь в себе поднимающуюся волну саморазрушения — зови на помощь психологический радикал Кролика. Он наведет в твоем мозгу порядок и поможет расставить мысли и чувства по местам.
Ослик Иа-Иа. Сочетание несочетаемого. Вечно погружена в свои мысли, к тому же имеет привычку вырабатывать собственную логику и мотивацию для поступков и решений. Общаться с такими женщинами крайне сложно — непредсказуемость, помноженная на нестандартность, превращает и деловые, и личные отношения в бесконечный виртуальный лабиринт. Притом Иа-Иа точно так же с трудом прогнозирует поведение собеседника. Неудивительно, что Ослики в массе своей — аутсайдеры. И им это положение не только не кажется мучительным, но даже вполне их устраивает. Собственная вселенная Ослика, разумеется, не является выдуманной и изолированной реальностью. Она пересекается с миром обычных людей — поэтому некоторые способности Иа-Иа (например, ощущение своеобразной красоты математических формул или древних рун) оказывают немалые услуги тем, кто в силах наладить и поддерживать контакт с «чудиками». Честно говоря, без Осликов было бы сложно разрушать рамки стереотипов: для подобного занятия необходимо сознание, не ограниченное фразой «так не бывает». Жаль, что сами Иа-Иа не в состоянии претворить свою идею в жизнь — им не хватает пробивной силы, к тому же они избегают сталкиваться с повседневностью. И вообще заставить их работать «на хозяина» практически невозможно: деньги их мало интересуют, для них самая большая ценность — их собственный внутренний мир, Ослики не любят, когда в их «субъективную вселенную» вламываются посторонние личности. С изобретением Интернета всем, в ком живет Иа-Иа, стало намного легче. Виртуальная реальность более контактна, но менее назойлива, чем «бытовуха».
Тигра. У женщины-Тигры есть привычка рассчитывать на интуицию (кстати, именно у Тигры она не слишком развита) — в крайнем случае, на удачу. Тигра не любит поражений, а в случае провала склонна обвинять всех и вся, кроме себя. Ситуацию довершает то, что Тигра не выносит подавления и унижения, а паче чаяния — скуки. Отсюда стремление к риску и уверенность в успехе. Авантюрная жилка, присущая Тигре, в сочетании с духом соперничества, позволяет женщинам этого типа «держаться на плаву» и в бизнесе, и в общении. Как известно, чтобы стать красавицей, надо в первую очередь поверить в собственную привлекательность. Тигра это может — таким образом, этот психологический тип нередко помогает дамам весьма средней фактуры казаться ослепительными. Тигра не любит полутонов: или черное, или белое. Поэтому мир делит на два лагеря — дружеский и вражеский. Из-за своей категоричности может сильно обидеть ни в чем не повинного человека — и очень удивится, если Тигре на это укажут. Если же обидеть Тигру, она, скорее всего, будет считать, что пострадала «в борьбе за справедливость». Кстати, закон Тигра признает тогда, когда тот совпадает с точкой зрения на справедливость… правильно, самой Тигры. А еще люди этого типа стремятся к удовольствиям и минутная прихоть может оказаться важнее серьезной работы; проявляют несдержанность в поведении; нередко имеют конфликты с законом (тем самым, который не совпадает с их представлениями о справедливости). И все-таки Тигры ужасно обаятельны! Их бесполезно сажать за составление каталогов и картотек, а также за вышивание крестиком. Но в том, что касается преодоления препятствий, экстрима, борьбы — Тиграм нет равных. И это надо учитывать.
Крошка Ру. На первый взгляд, из людей, настолько демонстративных, настроенных, словно камертон, на аудиторию, должны выходить отменные лекторы, ведущие и т. п. Но… дело в том, что Крошка Ру всегда стремится представить публике не идею, а себя. Поэтому, когда требуется энтузиаст, промоутер идеи, лучше не прибегать к помощи Крошки Ру. По крайней мере, необходимо попытаться открыть в женщине, чей характер содержит этот психологический радикал, какие-нибудь менее демонстративные компоненты. При такой же энергичности — и вообще при большом (но поверхностном) сходстве с Тигрой — Крошка Ру обладает тем, чего Тигра лишена. А именно интуицией и способностью к сопереживанию. Да, Крошка Ру так же, как и Тигра, может посчитать людей, не расположенных к ее персоне, врагами и завистниками. Может закатить скандал, если на нее не обращают внимания — но исключительно из-за самого факта невнимательного отношения, а не из-за оскорбленного чувства справедливости. И вообще, женщины этого типа всяческие чувства проявляют главным образом прилюдно, а наедине с собой не склонны ни рыдать, ни хохотать. Для таких, как говорится, на миру и смерть красна. Поэтому Крошкам Ру необходимо чрезвычайно тщательно выбирать работу. Конечно, прекрасный вариант — шоу-бизнес. Но только не в качестве «серой мышки», которая во время всеобщего триумфа прячется в своем углу! Словом, в съемочной группе Крошка Ру может быть не только примой или актрисой второго плана, а также режиссером, сценаристом, композитором, даже оператором или ассистентом — но отнюдь не гримером и не монтажером. Прятаться от людских глаз для Крошки Ру — верный путь к депрессии. Лже-стерва как живой компромат
Ну разумеется, компрометируют. Потому что истинная, высокой пробы стерва — это женщина с высокой произвольностью поведения (что в психологии, напомним, означает «управление темпераментом», а не бабские капризы), самостоятельная и целеустремленная. Ее темперамент — не устройство для полива зеленых насаждений и не брызжет во все стороны. Это инструмент, которым индивидуальность четко управляет и пользуется «по делу», исходя из собственных соображений. Но за стерву частенько принимаются дамы совершенно другого типа: донельзя импульсивные, страдающие неврозами или просто распущенные, склонные «грузить» окружающих своими проблемами. Их жизнь нельзя назвать полной и гармоничной: в ней непременно имеется «сосущая пустота» на месте одной из серьезных потребностей — в общении, в самореализации, в самоуважении и т. п. Компенсируя (а вернее, маскируя) «недостачу», эти особы нередко прибегают к агрессивному поведению. Иначе окружающие легко догадаются, насколько дезориентированы, напуганы и недовольны своим существованием внешне вполне самоуверенные, настойчивые (до назойливости) и благополучные тетеньки. При том, что пресловутые «тетеньки» представляют собой не один-единственный тип, а несколько — и довольно разных. Нарисуем примерную «гамму лже-стерв». Но сначала дадим приблизительную общую характеристику.
В сущности, «лже-стерва» — это женщина, в чьей натуре еще в молодые годы начинают появляться деформации характера, свойственные… старческому возрасту. В основе их лежит уверенность в том, что человек, достигший определенного возраста, досконально знает все и обо всем: как следует воспитывать и учить «молодняк», в каком направлении должно идти развитие моды, каким образом надо освещать политические и культурные события, как управлять страной, семьей, бизнесом и проч. Но мир вокруг не изменится, сколько ни давай ему «добрых, но полезных советов» — тогда «визирь» начинает раздражаться, брюзжать, изливать агрессию на знакомых и незнакомых, обвиняя их в невнимательном отношении, в глупости, в безалаберности и т. п. К этой (и без того довольно непривлекательной) манере поведения добавляются психологические приемы, которыми человек злоупотребляет в раннем детстве, выражая свое (обычно не интересное окружающим) мнение. В числе таковых можно назвать: «монологи шантажиста», построенные по схеме «вот умру я, умру», и тогда все осознают, какого сокровища лишились; скандал, в ходе которого в сознание собеседника «имплантируется» чувство вины; воспоминания о прошлом, понижающие ценность настоящего в духе «поклонимся великим тем годам»; аналог предыдущего приема — сравнение «вчера» и «сегодня» не в пользу современности, начинающееся со слов «в мое время» и т. п. Но в любой форме психологического прессинга наблюдается желание дать понять «сопляку» («соплячке»), что их собеседник — человек «высшего качества». Следовательно, его претензии и рекомендации являются особо ценной информацией, которой надо бы дорожить и пользоваться при каждом удобном случае. Разумеется, все описанные «игры на понижение» приводят к обратному эффекту: «маститого старца» не только не хотят слушать, но и перестают принимать всерьез — видно птицу по полету, а фонтан — по брызгам.
Возникающие в пожилые годы эгоизм, жадность, подозрительность, негативизм, упрямство психологи еще недавно считали результатом огрубления и заострения черт, присущих человеку и в более раннем возрасте. Только в старости самые разные, в основном терпимые и даже весьма полезные черты доводятся до негатива: осторожность превращается в трусость, бережливость — в скупердяйство и т. п. Впоследствии ученые пришли к выводу, что многие изменения — не что иное как результат соматических болезней: сердечно-сосудистые заболевания вызывают нерешительность, утрату волевой активности, обидчивость, впечатлительность, быструю смену настроений без видимой причины; хроническая почечная недостаточность — ослабление памяти и внимания, раздражительность, сниженный контроль за эмоциями; диабет — капризность, эгоцентризм; туберкулез — повышенную активность, общительность, жажду жизни, доходящую до легкомыслия, до безалаберности. Хотя последнее изменение характера не всегда стоит относить к негативным. Легкомысленный и общительный «старичина» все-таки меньше утомляет, чем жутко нудный и обидчивый «хрен скрипучий». Но при любом недуге долгие стрессы и периоды депрессии приводят к тому, что в поведении человека возникают довольно неприятные свойства — пессимизм, завистливость, обидчивость, подавленность, раздражительность и т. п. И получается агрессивная, вечно всем недовольная особа, склонная винить мироздание во всех своих бедах.
Впрочем, человеку не обязательно ничем болеть, чтобы регулярно переживать стрессы и депрессии. Этого добра хватает и в жизни практически здоровых людей. Поэтому отрицательные эмоции либо нужно корректировать согласно потребностям личности, либо они сами откорректируют личность согласно собственным нуждам. У эмоций, в принципе, только одна «нужда» — хотя большая. Им необходимо изливаться — неважно куда. Действительно, если не пытаться ничего в себе изменить, развить, направить на конкретные цели — то, вероятнее всего, бессмысленно циркулирующая в организме энергия найдет себе подходящее применение «здесь же, не отходя от кассы». И при отсутствии рамок и заграждений, которые способен поставить перед «половодьем чувств» только разум, вся личность превращается в минное поле. Агрессия может возникнуть в любой момент по любому поводу. Женщина, которая ее продуцирует, нередко сама не в силах объяснить, почему ее так «переклинило». Хотя обычно все довольно просто: в данный момент у агрессивной особы в мозгу совпали некоторые возможности и потребности — ей хотелось сбросить накопленную агрессию; условия оказались примерно подходящими для подобного «сброса». И все.
Злобная дура. Да, не слишком корректная характеристика. Но, как говорил Пеликан в «Мистере Иксе»: «Ну уж, что выросло, то выросло!» Итак, злобная дура — самый несимпатичный «подвид» любительницы скандалов — уже упоминавшейся «саламандры». Любая свара, склока, сплетня и вообще ситуация, чреватая как продуцированием, так и получением отрицательных эмоций, для злобной дуры — питательная среда. Она может жить и процветать только там, где время от времени — и лучше почаще — происходят скандалы. Поэтому женщины подобного типа постоянно «цепляются» к окружающим: не так сидишь, не так стоишь, не так уши держишь! Если они увидят, что какая-то тема способна вызвать взрыв негодования — охотно используют этот «рычажок». Не имея никакого «созидательного потенциала», обзывают людей талантливых и занятых делом «популистами», «искателями дешевой славы». Могут подолгу «обтаптывать» и «высиживать» административные должности, но не преминут сделать вид, что, заняв это кресло, многим пожертвовали — уж такие потрясающие проекты и выдающиеся идеи пришлось бросить на полпути! А все для людей, все для людей — ничего для себя! Не то, что некоторые…
Злобные дуры постоянно задирают и чужих, и близких — проверяют, не обломится ли им возможность «выпустить пар». И даже в атмосфере откровенно нездоровой, опасной для здоровья присутствующих, такие дамочки не могут избавиться от своей зависти, раздражительности, желчности и склочности. Поэтому и нагнетают, нагнетают, нагнетают — покуда не получат «ответ Чемберлену» от какого-нибудь достаточно решительного или достаточно отчаявшегося собеседника. Тогда злобная дура нередко переходит к шантажу: глядит с упреком, высказывается обиняками, намекает на серьезные недуги (исключительно соматические)… Среди злобных дур, возможно, не так много женщин серьезно больных диабетом или почечной недостаточностью. Более того: чтобы окружить себя таким количеством отрицательных эмоций — и твоих собственных, и ответных, желательно иметь отменное здоровье! Но, несмотря на благополучную клиническую картину, довести до негатива присущие им свойства характера они умеют, как никакие почечники-диабетики. Спонтанность поведения у злобной дуры, вероятно, не так высока, как у следующего типа, но все же ей хватает. Спросишь, для чего хватает? Для того, чтобы наломать дров: заставить окружающих, под страхом очередного взрыва «дерьмового Везувия», выполнять ее приказания, вернее, капризы. Пока они не разбегутся сломя голову кто куда. Тогда злобная дура остается в одиночестве и может провести остаток жизни, ругая всех и вся за неблагодарность.
Отвязная истеричка. Ну, это просто океан эмоций, вечно штормящий и вечно буйный. Ему нет преград и на него нет управы. Любовь (отнюдь не бескорыстная) к стихийному поведению, к спонтанному высвобождению эмоций пересиливает все резоны. Обычно истеричками не рождаются, а становятся в результате долгого культивирования «приоритета чувств и ощущений». Например, насмотревшись на какой-нибудь (чаще условный — вроде литературного или кинематографического персонажа) образец, чьи «порывы и позывы» оказали мощное влияние на ход событий — желательно, исторических — девочка решает, что ей тоже по силам менять ход чего-нибудь одной только чувствительностью. Или другой пример: проверяя в ходе детской манипуляции родных людей «на слабо», потенциальная истеричка обнаруживает, что папа или бабушка (мамы обычно чуть более устойчивы) ее слез не выносят — и готовы дать пирожное, показать кино, купить игрушку, только бы перекрыть водопад и соплеток. Есть и вариант «орущих истеричек». На руководящие должности, на места учителей и воспитателей, кстати, нередко поступают женщины, ничего, кроме крика, не вырабатывающие. Если такую даму хватит инсульт-инфаркт, окружающие облегченно вздыхают: «Дооралась!» — самое откровенное и самое точное надгробное слово. Такое впору на памятнике высекать — как лаконично, а между тем вмещает целую жизнь. Собственно, эта разновидность по симптоматике смыкается со злобной дурой — с одной лишь разницей: дура хочет именно орать, ругаться, брюзжать; истеричка добивается, чтобы собеседнику стало невмоготу, и он любой ценой «оплатил» бы ее молчание.
Почему бы и нет? Ведь в детстве от нее откупались, дабы прекратить истерику? Так отчего бы не испытать аналогичную стратегию в другое время, в другом месте и с другими людьми? Ведь это так удобно! Тем более, что ни развивать мыслительные способности, ни совершенствовать управление эмоциональной сферой, ни формировать индивидуальность не требуется. Чувствовать умеет и эмбрион. Ощущения возникают от каждого сигнала, поступившего в мозг. Преобразовываясь в настроения, ощущения влияют на первичный уровень нашего «познания мира». Конечно, в мире людей такой малостью не обойдешься. Но истерички уверены — количество реакций на внешние сигналы не просто замена качеству реакций, а достойная замена. Чем стараться, рожать на свет божий одну-единственную мысль, можно произвести целое море всхлипов, вскриков и постанываний — и добиться своего одной силой неразумения. Банза-а-а-а-ай!
Запечная пифия. Женщины, чье «а я тебя предупреждала!» может остановить (по крайней мере замедлить) ход прогресса. Их основное качество — трусость. Ни на какие действия, поиски, пробы и исследования они не способны. Зато весь потенциал «вложен» в предупреждения. Это не конформизм, не пессимизм и не мизантропия — это тотальное мироощущение, выстроенное на жанре искусства, именующегося «Dance macabre» — «Пляска смерти». Жуткое зрелище, демонстрирующее всем грешникам: в Судный день их ожидают большие неприятности. Но в мировой культуре «Dance macabre» имели обоюдный смысл: как эмоциональный выброс — то был один из самых темпераментных жанров, предтеча современного триллера; а также как экономический стимулятор — уровень продаж индульгенций в храме, где на стенах присутствовала хорошо написанная фреска упомянутого жанра, вероятнее всего, на порядок превышали показатели в храме, где ничего подобного не было. Но индивиду, появившемуся на свет не в средневековой Испании или там в Мексике, а в России, накануне XXI столетия — ему-то на кой ляд, спрашивается, понадобились все эти разнузданные скелеты, неумело кривляющиеся в брейк-дансе на трупах, и бесчинствующие черти, волокущие в огонь голых, непривлекательных, сильно чем-то расстроенных граждан? Да все затем же — ради «страху божьего»! Или ради страху как такового. Ибо страх — отличное оправдание несложившейся и неинтересной жизни.
Запечная пифия боится всего, а потому не думай, что она предупреждает человека действия от возможных ошибок, дабы улучшить результат содеянного! Она просто-напросто оправдывает собственное недеяние! Всегда остается возможность сказать: «Да, а вдруг…» — и торжествовать, если что-то пойдет не так, как хотелось. Людям инфантильным или просто неопытным подобный тип женщин кажется чрезвычайно умным, прозорливым, предусмотрительным и знающим жизнь. С возрастом, правда, начинает утомлять песня однообразного содержания: «А я тебя предупреждала-а-а-а! Я тебе говорила-а-а-а-а! Да ведь никто меня не послуша-а-а-а-ал!» — и Кассандрам домашнего разлива при первой же «знакомой ноте» бесцеремонно затыкают рот даже любящие родственники. Но некоторые боязливые, зависимые от чужого мнения люди отказываются от очередной попытки добиться своего, лишь бы не выслушивать снова и снова стоны запечной пифии. Хотя, по большому счету, несвоевременный отказ от следующего шага означает провал всего проекта — и, чем черт не шутит, крах жизненно важных планов. Поэтому необходимо уметь вовремя заткнуть рот вечно ноющей «трусости во плоти» и поступать, как знаешь.
Фанатка-феминистка. Одно из самых странных порождений времени. Любое общественное движение, предназначенное освободить социальную категорию, ранее ограниченную в правах — дело, конечно, благое. Свободу таким-сяким, пятым-десятым! Хватит притеснений и унижений! За то, что женщины получили избирательные права, экономическую независимость и прочего рода самостоятельность — спасибо феминизму великое. И от нас лично в том числе. Но! Существует и побочный эффект — не что иное, как неизбежные последствия применения старинного метода, весьма распространенного и в экономике, и в политике, и в идеологии: для того, чтобы разрушить некие древние стереотипы, общественным деятелям приходится назначать «цену с запросом», словно на рынке. А противоположная сторона, торгуясь, снижает указанные на ценнике цифирки до предела, который устраивает и продавца, и покупателя. Люди более ли менее разумные в этот момент бьют по рукам и совершают сделку, но ведь есть и другие — они всегда есть, эти другие… Имя им легион, а характеристика одна — «бешеные энтузиасты». Они навечно застревают в юношеском (девическом) максимализме и склонны требовать «всего и сразу». Отсюда — неразумность их намерений и чрезмерность их амбиций. Феминистка-агрессор не ограничится партнерскими отношениями. Ее не устроит разумная организация взаимоотношений полов. Ей нужна месть!
Месть противоположному полу феминистка радикального толка мыслит как воцарение матриархата. Достичь в кратчайшие сроки стопроцентного главенства женщин во всех сферах жизни! Даже самая глупая и безынициативная женщина лучше самого профессионального и знающего мужчины! Почему? Хотя бы потому, что женщина есть мать, а мужчина мать не есть! В общем, несколько минут такого диалога, балансирующего между демагогией и паранойей, и мужчина взрывается, словно фейерверк доброго волшебника Гэндальфа. У него возникает яростный (пусть и недолгий) протест против женского пола вообще — настолько он возмущен подобным отношением ко всем мужчинам без исключения. Хотя на деле это всего лишь реакция на дуру-энтузиастку, увязшую в сетях демагогии. Но человека неопытного и дезориентированного — например, представителя старшего поколения, привыкшего к мысли, что «мужские роли» добытчика, защитника, руководителя на «женское исполнение» не переложишь — агрессия «диких феминисток» может довести до мизогинии (патологической формы женоненавистничества). Чудесный результат для процесса налаживания партнерских отношений между полами! Женская агрессия и мужской страх — и наоборот. Никакую нормальную стерву, естественно, этакое «равновесие» не радует.
Кавалерственная дама. Есть женщины, чья тактика проста — напор и натиск, которому и танк позавидует. Кавалерственная дама не станет дожидаться более выгодного момента, щадить чьи-то там чувства, а, поставив цель, будет переть напролом. На первый взгляд это именно «стервозная» тактика. Но на самом деле — совершенно не то. Оттого, что кавалерственная дама находится в перманентном состоянии аута и полагает, что лишь ее субъективные ощущения имеют значение, а ощущения окружающих — никакого. Подобная узколобость отдаляет человека от цели, а не приближает к ней. Гораздо сложнее получить желаемое, если не обращать внимания на реалии. Напор кавалерственной дамы, с большой долей вероятности, способен смести если не все преграды, то многие. Но устранение препятствий — только половина дела, если не треть. А остальная составляющая успеха зависит от полученной «награды»: пресловутая «награда» должна «сработать», как нам хотелось. Хотелось, да не получилось… А почему?
Представь: такая вот «женщина-танк» влюбилась в какого-нибудь мужчину. И что она станет делать? Ну, для начала она сразу же выдумает, будто ее «объект» отвечает на чувство взаимностью. Второй этап — кавалерственная дама начнет осаду. Вернее, охоту. А может, и то, и другое — с равным неуспехом. Потому что многие мужчины не любят, когда их осаждают и преследуют. Тем более, если «нападающая» особа им не очень-то нравится. И все попытки кокетничать, намекать (или напрямую заявлять) подругам про взаимное притяжение и т. п. будут приниматься в штыки «предметом страсти». Впрочем, разошедшаяся «возлюбленная» ничего не замечает. За неукротимый напор и за беспардонность таких особ часто называют стервами, хотя кавалерственная дама чаще всего оказывается… в проигрыше — и мало того, в комическом положении. Она смешит народ своими фантазиями и надеждами, ее натиск по отношению к перепуганному «Ромео» ничуть не вызывает уважения. И несмотря на это, некоторые люди восхищенно реагируют на «безбашенную» агрессию — видимо, считают ее признаком яркого темперамента. Тогда как подобная тактика — всего лишь симптом ограниченности и самовлюбленности. Подлинная стерва тоньше и внимательнее к окружающему миру — и потому побеждает гораздо чаще.
Подляна с подставой. На начальном этапе общения эта дама может показаться «приятной во всех отношениях». Но, пока отношения развиваются, может обнаружиться удивительная особенность: у подляны с подставой напрочь отсутствует… репутация, а потому она абсолютно не понимает, из чего складывается репутация других людей. Не понимает, что реноме есть большая ценность, достойная внимания и бережного обращения. Если кавалерственная дама действует напрямик, будучи в состоянии аута, то подляна с подставой также использует все средства, в том числе и непозволительные — но в силу того, что некоторых вещей не понимает изначально: а именно, не понимает «что такое «хорошо» и что такое «плохо». Когда нормальный человек связывается с подобной «бессмыслицей» — неважно, ради дела или ради развлечения — он рискует получить «по полной программе» дозу срама и стресса. А в худшем случае — вляпаться так, что не отмоется вовек. Увы, для подляны с подставой такое положение дел — привычный образ жизни. Она, строго говоря, не специально гадит. Ее менталитет оценивает высокий уровень дерьма в жизни человека как питательную среду. «Фу, что за гадость! Как же такое возможно!» — воскликнешь ты. Возможно вполне — для определенной категории существ, которые в биологии называются «копрофагами», то есть «питающиеся дерьмом». Вот почему для подляны с подставой непривлекательные для нормальных людей «выделения социума» — не экскремент, а ежедневный рацион. Кажется: вот оно, истинное лицо злокозненности и стервозности! А на самом деле это просто физиологическая реакция на психологическую неразборчивость и непритязательность.
По этой же самой причине подляна с подставой делает окружающим гадости. Ведь тот, кто оказывается втянут в аналогичный образ жизни, будет вынужден на пару с «подлюкой» хлебать полной ложкой что дадут — и без капризов типа «Посоли! Поперчи! Попробуй!» Делая мерзости и причиняя неприятности, подляна с подставой не обнаруживает ни четких целей, ни осознанных намерений обидеть и оскорбить. Она так живет — и другим предлагает. Часто за негатив, которым она потчует окружающих, такую бабу называют стервой, хотя она всего лишь очередной антипод стерве — антипод, совершающий главным образом подлости. И не ради достижения благ и получения льгот, а исключительно в меру безволия характера и тупости ума. Словом, звание «стервы» для нее — высочайшая, но незаслуженная награда.
Ангелочек-мстительница. Как правило, к этому типу принадлежат молодые девушки, свято уверовавшие в возможность получения «всего и сразу». Миф о мгновенном превращении энергичной и неустрашимой «воительницы за счастье» в удовлетворенную по всем статьям особу, которой больше нечего желать — древнейшая из вариаций на тему Золушки, оказавшей в нужное время в нужном месте (рядом с принцем, взыскующим любви и женитьбы на девушке с недоразвитыми ступнями). Несмотря на всю сказочность этого сюжета, нет девицы, не пережившей подобного «приступа максимализма». В отличие от хрестоматийно трудолюбивой и бессловесной падчерицы, современные Золушки чувствуют немалую ответственность за свою карьеру. Принц и связанная с ним блестящая будущность как-то само собой превратились в приз за активную демонстрацию протестной субкультуры, в которую каждый год вливаются все новые и новые поколения подростков. Поэтому состояние ангелочка-мстительницы необходимо характеризовать как возрастные издержки, а не как индивидуальные свойства натуры. Это пройдет. Но сейчас девушке приходится нелегко — и это отражается на ее круге общения.
Дезориентация, основанная на страхе перед миром взрослых, перерастает в максимализм и подростковый цинизм. Притом, что это состояние отличается от цинизма зрелой особы, знающей цену всему, о чем она отзывается неодобрительно. В ее системе ценностей все «проверено на личном опыте». В отличие от стервы, ангелочек-мстительница показывает «неважность» тех или иных сторон жизни, не имея понятия, какое место они займут в ее судьбе. Просто потому, что другим людям «презираемые» ею ценности кажутся неоспоримыми — в ангелочке-мстительнице говорит детско-подростковый негативизм. Вот она и напирает, не зная сомнений, делит все сущее на черное и белое, оскорбляет чувства других на правах «молодости, которой принадлежит мир». К сожалению (или к счастью), мир не принадлежит никому — он принимает в себя всех и всем отводит ровно столько, сколько они в состоянии уловить и удержать. Ангелочек-мстительница кажется стервой главным образом пострадавшим, чьи представления оказались поруганными в ходе демонстрации «великого подросткового цинизма» — страшного оружия Золушки-максималистки. Когда она вырастет, наверняка будет вспоминать о собственной «непримиримости» со смущенной улыбкой. А пока… ее будут считать стервой, хотя она, строго говоря, и не заслужила.
Вечный экзаменатор. К этому типу принадлежат женщины, которым свойственно укорять всех и за все. Если тебе доведется столкнуться с экзаменатором, ты вскоре обнаружишь, что такому человеку невозможно доказать свою правоту и успешность. Никакие достижения и награды не убедят его в том, что твоя деятельность приносит стоящие плоды, следовательно, ты — плодовитая и достойная личность. На стремительный рост карьеры они отвечают упреками «Зато у тебя никакой личной жизни», а в случае наличия гармоничного брака и прекрасных детей — «Зато ты погрязла в семье, как в болоте». Если же предъявляешь и то, и другое, объектом пренебрежительного отношения станет твоя внешность, здоровье, состояние зубов и банковского счета. У каждого человека имеются недостатки, но экзаменатор именно к тебе предъявляет завышенные требования, которым не смогла бы соответствовать даже святая Екатерина (тем более, что она-то была не замужем!). Иногда «экзаменующие» дамы требуют от собеседника взаимоисключающих черт и поступков: чтобы и пробивная была, и чувствительная, и целеустремленная, и твердая, и мягкая, и принципиальная, и терпимая, и ласковая, и непримиримая… Вряд ли этим установкам можно соответствовать, сохранив здоровую психику.
Люди такого типа не желают понимать, что за успехи приходится платить и невозможно достичь всего, не жертвуя ничем. Откуда такое отношение? Вечному экзаменатору не нужна ты как довольная собой и окружающим миром личность. Максимум, что тебе позволено в их присутствии — это слушать рассуждения, неизменно начинающиеся со слов «а вот я»… И хотя никто не интересуется особенностями их «маленького героизма», экзаменатора так и тянет рассказать про все, чем полна (или чего лишена) его жизнь. Он играет на понижение, вечно соревнуясь с собеседниками, не обращая внимания на сферу интересов другого человека. Собственно, вечному экзаменатору нужен не диалог, не полноценное общение, а демонстрация себя «по полной». Поэтому бесполезно с такими особами дискутировать и полемизировать. Аргументы на них не действуют. Чужие амбиции и свершения им кажутся недостойными и примитивными. Экзаменатор не слушает ничьих речей, он просто пережидает, стараясь вклиниться со своим «а вот я». И каждую минуту из него сыплются не только попреки, но и бесполезные советы «как надо жить». Если не хватает реальных «побед», подобные особы охотно привирают, создавая «охотничьи байки», в которых слова достоверного не сыщешь. Среди женщин особенно в ходу истории про «сохраненный вес»: «Я с детства на диете сижу, белый хлеб вижу только во сне!» — великий подвиг, перед коим бледнеют нобелевские лауреаты! Обиженные экзаменатором люди нередко с досадой произносят «Ах ты стерва!» Нет. Это не стерва, а маленький человек, которому хочется поднять свою самооценку за счет унижения собеседника. Или дама, поломавшая себе жизнь на пути к совершенству и находящаяся в вечной голодной депрессии.