Недавно в частной беседе мой друг (спортсмен - не пьёт и не курит) рассказал, как он умеет на вечеринках отказывать нетрезвым приятелям в их настойчивых просьбах "выпить за компанию". Если к нему пристают слишком навязчиво: "Выпей! если ты меня уважаешь!.." - то он обычно, миролюбиво поглядывая с высоты своих 195 см росту и поигрывая мускулами накачанного торса, отвечает: "ОК, я выпью, если ты сейчас отожмёшься от пола 50 раз, в доказательство того, что ты меня тоже - уважаешь!"
У всех людей, которые ценят и воодушевлённо созидают свою жизнь, а не «проживают» её по инерции, есть нечто общее — бережное отношение к своему времени и к своему собственному мнению.
К сожалению, многих из нас не научили говорить «нет».
Наверное, это идёт из сурового детства, когда строгие родители требовали беспрекословного послушания. Отказ кому-то в его просьбе может считаться чем-то грубым, практически оскорблением. Говорить «нет» прилично только драг-дилерам, сетевикам и незнакомцам, которые предлагают вам конфеты на улице.
При этом у слова «нет» творческий заряд сильнее, чем у любых идей, инсайтов и навыков. Отказ от лишнего, ненужного, неважного увеличивает время, которое люди могут потратить на свою жизнь и создание чего-то нового в ней. Математика простая: у вас меньше времени, чем вы думаете, и вам нужно больше, чем кажется.
Люди, добившиеся успеха в творчестве, не думают, сколько «ненужное» занимает у них жизненного времени. Дать интервью жёлтой прессе, написать ответное письмо на пустую просьбу, посмотреть глупый фильм, поужинать с кем-то неинтересным, прокомментировать что-то в соц. сетях и блогах… Они думают о том, сколько это отнимет времени у их творчества. Сколько всего творец ещё не создаст до тех пор, пока не скажет «нет»? Картину? Абзац? Аккорд? Двадцать строчек программного кода? Ответить «да» ворам вашего времени — означает создать меньше. Потому что у нас изначально не так то много времени, как нам хотелось бы. Нужно еще помимо творчества успеть заправить машину, купить продукты, уделить время себе, семье и тем обязательствам, которые был взяты ранее, или выспаться наконец!..
Однажды в 1998 году в ответ на неоднократные приглашения сняться в рекламе «Apple», актер Шон Коннери написал, наконец, Стиву Джобсу письмо следующего содержания:
«Уважаемый мистер Джобс! Повторяю еще раз. Вы ведь понимаете английский язык, не правда ли? Я не собираюсь продавать свою душу ни Apple, ни какой-либо другой компании. И я не заинтересован в том, чтобы „изменить мир“, как вы мне предлагаете. И у вас нет ничего, в чем бы я нуждался и чего бы я хотел. Вы продавец компьютеров, а я, черт побери, ДЖЕЙМС БОНД! Мне трудно представить себе более быстрый способ разрушить свою карьеру, чем появление в ваших дурацких рекламных материалах. Пожалуйста, больше не обращайтесь ко мне. С наилучшими пожеланиями, Шон Коннери».
Интересный факт: когда некий венгерский профессор психологии задумал написать книгу про творческих людей, он отправил 275 запросов на интервью. Треть респондентов просто не ответили, были настолько заняты. Треть из них — ответили отказом:
Писатель и консультант Питер Друкер:
«Один из моих секретов продуктивности (в которую я верю; в „креативность“ не очень) — это огромная, нет, даже ГИГАНТСКАЯ корзина, в которую я выкидываю все приглашения типа вашего. В моем понимании продуктивность заключается в том, чтобы НЕ ДЕЛАТЬ того, что хотят от меня другие люди, и посвящать все время работе, для которой у меня есть предназначение и талант свыше».
Секретарь писателя Сола Беллоу:
«Мистер Беллоу счел нужным проинформировать меня о том, что во второй половине своей жизни он остается активным писателем отчасти из-за того, что не позволяет себе отвлекаться на запросы вроде вашего».
Фотограф Ричард Аведон:
«Извините — у меня осталось слишком мало времени…»
Секретарь композитора Джорджа Лигетти:
«Джордж довольно активно пишет музыку, и, как следствие этого, абсолютно перегружен работой. Он не сможет помочь Вам в написании Вашей книги по изучению креативных людей. Он также просил попросить прощения из-за того, что не может ответить на Ваше письмо лично — занят написанием концерта для скрипки, который должен быть закончен до осени».
Время — это исходный материал для творчества, для созидания. Если убрать всю чушь про «креативность», то в сухом остатке будет только практическая работа, с помощью которой человек может находить решения проблем, процесс мышления над осуществлением задуманного, раздумий над вариантами… собственно, то, что и называется «созданием нового». Творчество занимает время, целые дни, недели, 24 часа в день, и не знает таких слов как «отпуск» или «выходные».
Создание новых продуктов, идей, произведений, это не процесс, который можно включить и выключить по расписанию. Творческие люди тратят все свое время на работу.
Однажды Чарльз Диккенс писал своему другу в ответ на его приглашение:
«Мне все пишут: „Это только полчаса!“, „Это займет всего лишь один вечер“. Но они не понимают, что я не могу скомандовать себе отвлечься на пять минут и потом сразу вернуться к работе, да и простая встреча может взволновать меня так, что я не смогу написать ни строчки целый день. Тот, кто занимается настоящим творчеством, должен заниматься им постоянно, находить в этом свое призвание. Мне жалко, что ты подозреваешь меня в том, что я не хочу тебя видеть, но я не могу тут ничем помочь; у меня свой путь, и я буду по нему идти вне зависимости от желаний других людей».
Возможно, отказ кому-то в его просьбе делает нас в глазах других невежливыми, эгоистичными, одинокими, капризными, надменными или ещё какими-то «нехорошими»… Но простое слово «НЕТ» это то, что позволяет нам ценить свою собственную жизнь и продолжать творить.