Место для рекламы

Анри Матисс и Лидия Делекторская: история любви

Ее биография проста и недлинна. Родилась в Томске в 1910-м, в годы революции и Гражданской войны сиротой с родственниками по материнской линии попала сперва в Харбин, затем в Париж. Там, еще плохо зная французский, в 1932-м случайно на автобусной остановке узнала от своей подруги о возможности подработать в качестве подсобной помощницы в мастерской одного художника, трудившегося тогда над созданием большого живописного полотна. Им был Анри Матисс, девушку звали Лидия Делекторская. С этого момента и до последнего вздоха великого мастера они провели вместе без малого четверть века.

Большие миндалевидные глаза, волевой подбородок, широкий разворот покатых плеч — удивительные природные красота и грация, которые не могли не привлечь внимания художника. Сегодня уже сложно сказать, когда Он по-настоящему обратил внимание на Нее — немногословную русскую мадемуазель, вскоре ставшую его Музой.

Их отношения сложно описать. После завершения одного из своих самых внушительных панно «Танец», для помощи в работе над которым Матисс и нанял Делекторскую, вскоре понадобилась сиделка для уже давно хворавшей мадам Матисс. Ею снова стала Лидия, как она сама писала: «представительница пресловутой загадочной славянской души в их очень французской семье». Постепенно художник разглядел в этой юной молчунье, умевшей так непосредственно класть голову на свои руки, скрещенные на спинке стула, или просто по-русски подбирать копну своих светлых слегка вьющихся волос, ее природную грацию, благородство осанки и ясный профиль, лицо, увидев которое один раз — трудно забыть. Так сиделка превратилась в модель для его живописных опытов, долгие годы, ежедневно, помимо исполнения всех своих уже ставших привычными в этом доме обязанностей, по три-четыре часа позировавшую Матиссу. За это художник платил ей «вполне достаточное, но и не очень высокое» жалованье, периодически на Новый год и в июне, к дню рождения, дарил сделанные с нее же рисунки, иногда, по просьбе самой Делекторской, продавал ей понравившиеся работы «по рыночной цене».

Как-то незаметно мадам Лидия стала для художника незаменимой: сиделка, пунктуальный и аккуратный секретарь, она даже, когда это стало необходимо (у Матисса начало все больше болеть правое плечо), соскребала по его просьбе краску с холстов, чтобы мастер мог всецело расходовать свои силы исключительно на творчество. За двадцать два года они и расставались-то всего на несколько дней, когда Делекторская по его же делам уезжала в Париж.

Он боготворил и обожал ее со всей той страстью, на которую был способен большой художник, не лишенный при этом, правда, здравого смысла и чувства разумной буржуазной бережливости. Для нее это не было ни жертвой, ни болезненным проявлением чувства неразделенной любви, ни возможностью сделать карьеру, ни даже средством зарабатывания денег, хотя никакого другого дохода у Делекторской не было. Никогда не любившая громких фраз, она всегда просто, но настойчиво очерчивала свою роль в жизни Матисса — «друг и помощница». «Мне это просто подходило», — скажет она позже, и это не будет преувеличением или ложной скромностью. Просто необычная сегодня, но столь естественная для них форма существования двух чутких, тонких и хорошо воспитанных людей — художника, боявшегося «спугнуть» свою Музу, и модели, боготворившей своего Мастера, который невольно, но бесцеремонно разделил ее жизнь на «до» и «после».

«До» — это почти стершееся из памяти (забытое) русское детство, сиротство, чужая страна, жизнь впроголодь. «После» — это Он и его Искусство, постепенно, по капельке, «пропитавшее» всю ее жизнь. Искусство, которое переполняло ее настолько, что она просто не могла владеть им одна.

Она умерла в 98-м. По своему обыкновению, все решив и сделав сама. Похоронили Делекторскую в Петербурге. А в Париже, на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа, так и осталась пустой могила с уже поставленной по распоряжению самой Лидии Николаевны надгробной плитой, на которой, чтобы не быть никому в обузу, она заранее проставила дату своего рождения и прочерк, оставив свободным лишь место для года смерти. Там так и осталась пустота — знак несостоявшегося погребения, символ вечной жизни ради Искусства и… Любви.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  27 авг 2013
3 комментария

Похожие цитаты

Египетская царица Нефертити

Все тайны египетской царицы Нефертити невозможно разгадать, но ученые всего мира прилагают для этого максимум усилий и по сегодняшний день. Несмотря на это, на основе уже найденных скульптурных изображений, папирусов и других артефактов древнеегипетской эпохи, стало возможным осветить некоторые моменты жизни этой женщины.

Общепринятая биография Нефертити

По некоторым сведениям предполагается, что будущая царица была родом из Митаннии и происходила из достаточно зна…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  01 сен 2013

Никас Сафронов: «Искусством надо заниматься с детства»

Попав в квартиру-студию художника Никаса Сафронова, корреспонденты «Реальной школы» невольно почувствовали себя в средневековом замке. Длинные залы в готическом стиле со старинной мебелью 16−17 века, массивные дубовые стулья и панно, настоящие шпаги и мечи, медвежьи шкуры, лежащие возле камина — было полное ощущение того, что сейчас в дверь войдет средневековый рыцарь в доспехах, и галантным жестом предложит гостям сесть поближе к огню, чт…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  14 сен 2013

Надя Рушева

Родилась эта удивительная девочка 31 января 1952 года. В глаза сразу «бросается» указанная дата. Также 31 января появилась на свет известная предсказательница Ванга. Только родилась она на 41 год раньше Нади Рушевой. Именно так звали девочку, о которой уже через несколько лет после её рождения заговорил весь мир.

Малышка родилась в творческой семье. Отец — Николай Константинович Рушев (1918−1975) являлся театральным художником. Мать — Наталья Ажикмаа-Рушева (род. 1926) была бале…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  02 ноя 2013