Белорусская парижанка Надежда Ходасевич-Леже
Часто талантливые, успешные женщины вынуждены находиться в тени великих мужей. Жертвенность из-за любви особенно свойственна нашим соотечественницам - достаточно вспомнить жен Толстого и Достоевского… Надежда Ходасевич-Леже, несмотря на то, что посвятила значительную часть жизни творчеству любимого мужа — художнику-экспрессионисту Фернану Леже, осталась в истории и как самостоятельная личность, которую высоко ценили современники. Но несправедливо забыли потомки. Так часто бывает: помнят мужчину и при этом забывают, кто был его надежным тылом, поддержкой, музой. А между тем о жизни Надежды Ходасевич-Леже можно написать захватывающую книгу, полную неожиданных поворотов.
Надя Ходасевич родилась в 1902 году в белорусском селе Зембин. Неизвестно, откуда в жительнице глухой деревеньки, где даже почти не слышали про живопись, взялся талант к рисованию. Семья была многодетной и бедной, родители считали, что главная обязанность Нади — помогать по хозяйству. Однако, рискуя вызвать ругань или побои, она каждую свободную минуту стремится рисовать. Только вместо красок и мелков у нее в руках — кусочек угля, вместо холста — стенка печки.
Позже навязчивой идеей Нади становится Париж — именно там, как она думает, можно добиться успеха и стать художницей. Однажды девочка даже «почти доехала» до города любви: собралась в дорогу в старых башмаках, ободранном платье и корочкой хлеба. Беглянку остановил знакомый постовой на станции. Родители и лупили, и звали знахаря бесов изгонять… Но в девочке крепко жила мечта о Париже и искусстве. Недаром ключевыми чертами характера Нади были упрямство и упорство. Именно они помогли ей добиться желаемого. «Самое прекрасное — иметь цель, чтобы она сияла, тянула и чтобы ее изо всех сил добиваться», — будет говорить она много лет спустя.
После неудачного бегства в голове пятнадцатилетней барышни созрел новый план: она поедет в Смоленск, поступит в высшие художественные мастерские, а уж потом рванет в Париж. Сказано — сделано! Однако не все так просто… На вступительных экзаменах преподаватели схватились за голову: девочка была самой младшей из абитуриентов, да к тому же ни разу в жизни. не видела настоящих картин! Но рисунки голодной деревенской малютки впечатлили всех — Надя была зачислена на курс. Ей пришлось жить в заброшенном вагончике и трудиться по ночам, занимаясь черной работой. Именно во время этой учебы она нашла в библиотеке статью известного французского художника-экспрессиониста Фернана Леже, которая невероятно ее впечатлила. Забавно, как на нас иногда влияют статьи из журналов. Если 99 человек могут пропустить смысл мимо ушей, то найдется 1 человек, чью жизнь материал может перевернуть. Именно это и произошло с Надей: ее жизнь снова озарилась, мечта стала еще более осязаемой. Почти по Чехову, только — «В Париж! В Париж!».
Но перед городом мечты в жизни Нади был еще один важный отрезок — Варшава. Если посмотреть на карту Европы, то польская столица находится посередине между Смоленском и Францией. Дежавю: Надю без экзаменов принимают в местную художественную академию, только вместо заброшенного вагончика в качестве жилья у нее теперь монастырский приют.
Монастырь монастырем, а нужно было бороться за свою мечту. В то время еще не было такого обилия косметики и нарядных платьев, как сегодня… Главное тайное оружие Нади, о котором она сама не подозревала, — горящие увлеченные глаза. В свободное от работы и учебы время Надя посещала музеи и библиотеки, много читала о модернизме. И с огнем в глазах рассказывала об этом сокурсникам. Один из них, Станислав Грабовский, был так очарован этим пылом, что предложил бунтарке руку и сердце. Она согласилась. А он так проникся мечтами девушки, что вскоре они оба оказались во Франции, перед домом, где располагалась… академия, в которой преподавал Фернан Леже.
Поначалу мэтр не обращал внимания на студентку. Но потом начал замечать, что новая ученица слишком замкнута: не разговаривает, не смеется его шуткам. Объяснение оказалось банальным: барышня просто не знала французского! Ей еле хватало скромного словарного запаса, чтобы объясниться… Но разве такая мелочь могла остановить честолюбивую студентку?
В 1927 году у супругов родилась дочь Ванда. Однако в браке уже давно наметился разлад. Грабовский вернулся в Варшаву, оставив жену и ребенка без средств к существованию. Что сказать? Настоящий мужчина! А Надя по-прежнему была сильно увлечена творчеством: делала мозаики, графические рисунки… Чтобы прокормить себя и дочь, она вновь взялась за грязную работу. Позже бывший муж начнет отправлять ей деньги, однако гордая белоруска будет отсылать их обратно. Так, значительную сумму, полученную от Грабовского на покупку теплой однажды, Надя истратила на… выпуск журнала об искусстве «L'Art Contemporain».
Стремление стать большой художницей помогает ей преодолеть эту нелегкую полосу в жизни. И вот, наконец, удача — сам мастер, Леже, счел ее настолько талантливой, что предложил ей должность в академии и предлагающуюся к ней квартиру. Параллельно пришла любовь — пока не к Леже, к другому: Надежда влюбилась в почтового чиновника — Жоржа Бокье, который в свободное от работы время рисовал. Они начали жить в гражданском браке, но, увы, картина счастливого будущего поблекла, как и счастливые картины других миллионов людей: началась Вторая Мировая война. Бокье ушел на фронт, Леже был вынужден уехать в Америку. Мэтр настолько был привязан к Надежде, что до последнего надеялся, что она присоединится к нему. Но Надя осталась в оккупированном городе.
…Война превратила художницу в ярую участницу французского сопротивления. По ночам она расклеивала опасные листовки, помогала партизанам. Художница не забыла свои белорусские корни: после освобождения Франции она организовала аукцион в помощь советским военнопленным. Многое пережив сама, она оставалась человеком, способным к состраданию.
После войны началась новая глава в жизни Надежды Ходасевич. Наконец-то на горизонте засветило солнце. Возобновились занятия в академии, которые доставляли ей большую радость. Ее работы стали популярны: о них высоко отзывался сам Пикассо. Истеричный художник даже вызывал ее к себе, прося честно высказать мнение о его новых картинах. Но еще большее счастье было в том, что с далекого американского континента вернулся Фернан Леже.
Став вдовцом, семидесятилетний мастер неожиданно сделал Надежде предложение. Мечтала ли об этом 20 лет назад маленькая девочка из грязной деревеньки, которая обнаружила в библиотеке статью знаменитого художника? Знала ли она, что через много лет, пережив развод, бытовые и военные трудности, станет женой мэтра? Знали ли ее родители, что их дочь, которой, как любой крестьянской девушке, готовилась судьба многодетной матери и труженицы огорода, станет известной в Европе художницей? Мечта о Париже, словно путеводная звезда, всегда вела Надю по правильному пути. Вскоре к фамилии художницы прибавилась еще одна. Теперь она звалась мадам «Ходасевич-Леже».
Она осознавала, что выходит замуж не просто за человека. «Я выхожу замуж за труд», — говорила она. Как истинная женщина, Надя приложит много усилий, чтобы сделать этот брак счастливым. Леже одажды признается: «Раньше для меня существовало только искусство. Женщины были лишь для отдыха… И вот. Дожил до 70 лет, чтобы впервые полюбить». Тем не менее, в кратких биографиях художника Наде от силы посвящают строчку.
Семья поселилась в пригороде Парижа. На первом этаже была мастерская мужа, на втором — жены. Во время работы художница громко распевала белорусские песни. Когда пение прерывалось, снизу раздавалось ворчание мужа — он всегда требовал продолжения. Так что, возможно, еще один талант мадам Ходасевич был зарыт в землю. Как любящая жена, Надя проводила каждую свободную секунду с мужем. Но судьба отмерила им немного семейного счастья — спустя 3 года совместной жизни Фернан Леже умер.
После его смерти Надя стала не только наследницей его состояния, но и идей. Она приложила много усилий к тому, чтобы Франция не забыла художника… Она вернулась к Бокье и вместе с ним в 1960 году открыла на юге страны музей Фернана Леже. В огромном светлом здании были выставлены картины, мозаики, скульптуры и гобелены. На фасаде здания была огромная (в 400 квадратных метров) мозаика… Спустя 10 лет коллекции были подарены французскому правительству.
Живя во Франции, Ходасевич-Леже никогда не забывала о своих корнях. В 1963 году она привезла в Москву работы мужа. Частые поездки и статус известной художницы способствовали ее дружбе со многими выдающимися людьми, например, Людмилой Зыкиной и Екатериной Фурцевой. Мало кто знает, что франко-русская подруга сделала для министра мозаичный портрет, да еще и взяла шефство над ее гардеробом. Во многом благодаря этому Фурцева стала одной из самых элегантных дам СССР. О родном селе Надя тоже не забывала, отправив в 1972 году туда часть своих мозаик. Однако, парадокс: вагон с ее творениями месяц долго простоял на запасных путях. До села «доехали» не все полотна, а часть из них потом и вовсе украли из музея. Некоторые из подаренных ею произведений после долгой волокиты решили разместить в Дубне на улицах города.
Надежда Ходасевич-Леже умерла в 1982 году, дожив до 80 лет. Сегодня ее правнучка Натали скрупулезно собирает материалы о незаслуженно забытой родственнице и мечтает вновь открыть ее талант для поклонников настоящего искусства. Творческие корни дали о себе знать: дед девушки — известный актер Евгений Самойлов, а тетя — Татьяна Самойлова. Гены родственников воплотились и в профессии: Натали — успешный искусствовед, модельер. Она строит музей своей прабабушки в Париже и планирует приехать с ее работ выставкой в Москву. Очень хочется верить, что правнучка Надежды Леже доведет до конца свой замысел, и мы будем знать больше не только о Фернане Леже, но и о той, чьей жертвенности и упорству он так многому обязан.
А вы, если будете в подмосковной Дубне, обязательно найдите там замечательные мозаики Надежды Ходасевич-Леже… И помните, что у каждого из нас есть путеводная звезда, которая приведет нас к исполнению мечты. Нужно только выбрать мечту и «изо всех сил ее добиваться»