:В итальянской столице с успехом прошла выставка работ известного калининградского стеклодува Юрия Леньшина, организованная «Литературной газетой» и представительством Россотрудничества в Риме.
— Юра, ты делаешь шедевры! — воскликнул шестилетний итальянец Даниеле, крутясь возле стола с полыхающей живым пламенем горелкой, над которой колдовал в Центре российской культуры в Риме стеклодув Юрий Леньшин.
Даже мама маленького Даниеле удивилась:
— Впервые слышу от сына такие слова!
А ребёнок не отходил от мастера и, следя за его колдовством, не переставал по-детски восхищаться.
Впрочем, взрослые тоже, буквально затаив дыхание, следили за работой российского художника, в руках которого прямые и скучные стеклянные палочки богемского хрусталя превращались в произведения искусства.
— А это тебе.
И Юрий протянул мальчугану только что сотворённую из расплавленного стекла таксу. Смешную, добрую и весёлую собачонку.
Даниеле не поверил своим глазам и, счастливый от такого подарка, бросился к маме с папой.
— Смотрите, смотрите! Это он сделал мне!
А потом на выставке работ, привезённых Юрием Леньшиным в Вечный город, не отходил от мастера ни на минуту и всё время намекал, что неплохо было бы, чтобы тот подарил ему ещё чего-нибудь.
Надо сказать, что мартовская выставка произведений российского уличного стеклодува из Калининграда Юрия Леньшина и его мастер-класс, которые были организованы «ЛГ» и Россотрудничеством в Российском центре науки и культуры в Риме, произвели большое впечатление на посетителей.
И это, заметьте, в стране, где есть остров Мурано со своим многовековым венецианским стеклодувным производством. Но то, что демонстрировал тут Юрий, поразило всех присутствующих. Он не только прямо на глазах создавал удивительные произведения, он выдувал такое тончайшее стекло, которое могло, словно воздушный шарик, летать. И это был хрусталь!
Я, например, испытывал гордость за соотечественника, который удивлял итальянцев своим талантом.
Однако в то, что потом я услышал от Юрия, не хотелось верить.
— А знаешь, что в России моё ремесло почти уже умерло, — сказал он.
— Стеклодувных школ больше нет. Они есть в Италии, во Франции, в Канаде, в других странах, где я проводил мастер-классы, а в России их, повторяю, нет! Я объездил полмира со своими выставками, был даже на Кубе, и везде на моих представлениях мне говорили: «Какая у вас в России чудесная стеклодувная школа!» Святая простота! Ведь люди даже не могут представить себе, что таковых школ у нас просто не существует! Никому это в России сейчас не нужно! Когда я поднимаю этот вопрос на встречах с нашими властями, на словах все — за. А на деле, сам понимаешь, денег на создание подобных школ государство не выделяет и вовсе не думает что-то в этом плане менять. А сам я, за свой счёт, это просто не потяну, поскольку это довольно дорогое удовольствие. Ведь надо закупать высококачественное стекло — я, например, беру его в Чехии, поскольку оно лучше нашего, потом баллоны с газом и так далее. Поэтому, по сути, в России я остался один такой — последний из могикан.
Вот так! Русский мастер, который вошёл в Книгу рекордов Гиннесса, награждённый многочисленными международными медалями и призами и который продолжает удивлять мир своим искусством, не может передать на родине свой талант молодым.
А за границей ему предлагают и работу, и выставки, и уговаривают остаться преподавать. Мы же можем оказаться в этом отношении у разбитого корыта, то есть без стеклодувного искусства вообще!
Впрочем, маленькая надежда всё-таки есть, поскольку Юрий Леньшин у себя дома в Калининграде обучает нескольких молодых ребят.
Может, они не дадут совсем угаснуть в России этому удивительному ремеслу…
А пока у Юры уже намечены очередные «гастроли» в Соединённые Штаты, Швейцарию, Израиль и ещё где-то там, где в его искусстве толк понимают.
И я уверен, что и там, далеко за пределами Родины, он неоднократно ещё услышит:
— Юра, ты делаешь шедевры!
Бог тебе в помощь, уличный стеклодув…