Рифмы и буриме
Ты когда-нибудь пробовал писать стихи? Если — да, то, наверное, ты уже понял, что это не такое простое дело и стать поэтом удается далеко не каждому. Помнишь, например, как Незнайка сочинял стихи, посвященные своим друзьям:
Торопышка был голодный,
— Проглотил утюг холодный и так далее?
После таких стихов могут и побить. Хотя, если вдуматься, в этих строчках и ритм соблюден, и рифма есть, пусть и очень простая. А это уже совсем немало для начала
Кстати, именно умение придумывать рифмы на заданное слово лежит в основе одной из самых известных и простых поэтических игр, которая так и называется — рифмы
В рифмы могут играть одновременно сколько угодно человек. Правила- проще не придумаешь: берется какое-нибудь слово, а затем каждый игрок по очереди «Ридумывает к нему рифму. Например, задано слово стакан. Первый игрок говорит — таракан, второй — мальчуган, третий — барабан, и так далее. Тот, кто не сможет в очередной раз придумать свою рифму, выбывает из игры. Побеждает оставшийся последним игрок
После того, как ты разберешься с рифмами, можно под. ниматься на следующую ступеньку. Здесь тебе очень поможет еще одна веселая поэтическая игра — буриме (от франц Ьои1 В птез — рифмованные концы).
В этой игре сначала заранее задаются рифмованные пары слов — сок- молоток. Наташка — Чебурашка, бегемот -обормот… Затем каждый игрок должен придумать свое стихотворение с такими окончаниями строк (то есть в нашем примере это будут слова: сок. Наташка, молоток, Чебурашка…). Кто это сделает лучше, тот и выиграл. Хотя в этой увлекательной игре выигрывают все.
Посмотрим, как это происходит на деле. Допустим ведущий или сами игроки (в последнем случае обязательно, чтобы рифмы задавал не один человек) назвали рифмы: уши — суши, ураган — океан. Играют двое.
Первый игрок сразу представил летящего над землей и машущего ушами, как крыльями, слона и придумал такой стих с этими окончаниями:
У слона такие уши,
Что, наверно, в ураган
Он взлетает выше суши
И плюет на океан.
А второй игрок представил соленые океанские брызги, покатую палубу корабля, акул за бортом и… написал такие романтические строки:
Нас с детства манит океан,
И мы, заткнув плотнее уши
И наплевав на ураган,
Плывем, не слыша голос суши…
Ну, а кто из них написал стихи лучше, суди сам, А может быть, тебе придет в голову другой стих на эти рифмы?
Задание 1. Придумай как можно больше рифм к слову:
а) паркет;
б) кино;
в) пятак.
Задание 2. Придумай короткий стишок в 4 строчки, если рифмы уже заданы:
а) бетон — слом, каша — чаша;
б) гвоздь — дождь, лопух — опух.
В 1864 году знаменитый автор «Трех мушкетеров» Александр Дюма организовал на страницах парижского журнала «Петит журнал» необычный конкурс. Участники должны были придумать стих с заранее заданными рифмами. Конкурс вызвал небывалый ажиотаж, и уже в следующем году Дюма опубликовал стихи 350 (!) его участников отдельной книгой.
Игра, предложенная Дюма читателям журнала, называлась буриме. Любопытно, что это чисто французское изобретение появилось задолго до конкурса Дюма благодаря одной, пропаже. Живший в первой половине XVII века некий поэт Дюло сообщил однажды друзьям о потере рукописи, якобы содержащей 300 сонетов. Мало кто из присутствовавших поверил в возможность написания такого ог ромного количества стихов, и тогда Дюло пояснил: вообще-то говоря, полностью сонеты не написаны, зато он подобрал к ним заранее рифмы. Посмеявшись над чудаком, друзья решили помочь бедняге и написали несколько шутливыхсонетов на сохранившиеся в памяти Дюло рифмы.
Игра всем понравилась и впоследствии распространилась на другие стихотворные формы. Так появилось буриме, ставшее в последующие двести лет самым модным (наряду с шарадой) салонным развлечением французской аристократии.
В XVIII веке буриме проникло и в Россию, где увлечение этой игрой достигло расцвета в первой половине XIX века. Незаурядными буримерами проявили себя известные в те времена поэты В. Л. Пушкин (дядя А. С. Пушкина), А.А. Го-ленищев-Кутузов, Д. Д. Минаев и другие.
Но и через сто лет буриме продолжало пользоваться у нас немалой популярностью. Приведу начальный отрывок из шутливого стихотворения, составленного писателем Михаилом Слонимским под новый 1920 год и посвященного автору бессмертной «Мухи-Цокотухи» Корнею Чуковскому (заранее были заданы рифмы: урод — Новый год, встречаем — чаем и тд:
На встрече Нового года
(буриме)
Для нас Чуковский—Новый год,
Его мы с радостью встречаем,
Он хоть и сед, но не урод,
Его мы угощаем чаем.
И длиннорук, как канделябр,
Игромогласнейгромких арий,
Длиннее самых длинных швабр,
Он радостен, как пролетарий…
На этом примере, кстати, особенно наглядно проявляется общий принцип, по которому, как правило, выбираются рифмы для буриме—желательно, чтобы они были неожиданными и далекими по смыслу (канделябр — швабр, Новый год — урод, арий — пролетарий…). Это, с одной стороны, затрудняет буримерам задачу, а с другой стороны, дает больше возможностей для шутки. Ведь буриме — это прежде всего веселая игра для людей, любящих и ценящих слово.
Именно в XX веке буриме перестало быть чисто салонным или домашним развлечением, выйдя на подмостки клубов и концертных залов. Появились настоящие профессионалы буриме, в считанные секунды составляющие весьма удачные стихотворения на заданные зрителями рифмы. Замечательным мастером такого рода эстрадных представлений был автор любимой многими сказки «Три толстяка» Юрий Карлович Олеша. В 20-е годы нашего века он выступал с этим номером даже в заполненных до отказа цирках, неизменно вызывая восторг и изумление публики.
В наше время некоторые конферансье и артисты эстрады также с успехом играют со зрителями в буриме. Иногда устраивают конкурс буримеров популярные газеты и журналы. И пусть участники конкурса не всегда демонстрируют отточенную поэтическую технику — не это главное.
Ведь буриме позволило им хотя бы на время превратить довольно трудное дело, сочинение стихов, в веселую и увле-кательную игру, украсить монотонные будни интересным и ярким развлечением…