Акростихи
В прошлой главе мы с тобой познакомились с текстами в которых все слова начинаются на одну и ту же букву — с тавтограммами. Конечно, и читать и придумывать тавтограммы поначалу бывает интересно, но в больших количествах они могут наскучить. К тому же эта бесконечно повторяющаяся начальная буква…
Вот если бы начальные буквы слов были не просто разными, а еще и складывались бы в какое-нибудь дополнительное слово или фразу, то это было бы еще интереснее! А если эта спрятанная фраза будет при этом как-нибудь хитро связана со всем текстом, то это будет совсем здорово.
Посмотри, например, какую «честную» записку своим родителям написал один ленивый, но сообразительный мальчик по имени Леша. отправляясь гулять с невыученными уроками:
Я старательно, очень внимательно разбирал английский. _____ Леша
Прочитав записку, родители были очень довольны, что У них такой внимательный и прилежный сын (еще бы сначала выучил английский и только потом пошел гулять). Правда, если бы они догадались сложить вместе первые буквы всех слов этой записки, то они, наверное, переменили свое мнение. Ведь тогда бы у них получилось:
Я соврал!
Такие хитрые тексты, вроде того, что написал Леша, называются акрограммами. Конечно, лучше использовать их для каких-нибудь более хороших целей, например спрятать внутри текста ответ на загадку или посвящение другу…
Но может быть, тебе кажется, что такое посвящение не будет заметно. Тогда можно использовать другой прием — акростихи (или краестишия). Так называются стихи, у которых по левому краю можно прочитать дополнительное слово или даже — если стих большой — целое предложение.
Другими словами, в акростихах дополнительно прочитывается первый, самый левый, ряд букв.
Попробуй предложить этот акростих-загадку своим друзьям или родственникам:
Тщательно подумай, все взвесь и не спеши. Если сомневаешься, еще раз напиши. Будешь ты в почете и славе по уму, Если догадаешься, послание кому.
Когда «жертва» скажет «Сдаюсь!», предложи ей прочитать сверху вниз первые буквы строчек этого незамысловатого стиха. И когда он прочитает тебе, то поймет, что это послание адресовано именно ему.
Особенно часто используются акростихи для всяческих посвящений близким и любимым людям. Тогда по вертикали обычно пишут имя того, кому посвящается это стихотворение:
Наташе, Славе, Ане Петровой и так далее.
При этом, кстати, не обязательно, чтобы имя адресата акростиха писалось именно по левому краю. Можно прятать его и по правому краю и даже по середине. А можно зашифровывать имя любимого человека сразу с двух сторон, хотя это не так уж и просто.
Однажды я видел такой стих из восьми строчек, написанный одной школьницей. Она посвятила его любимому актеру Леонардо ди Каприо, исполнителю главной роли в популярном фильме «Титаник». Так вот по левому краю этого стиха читается Леонардов по правому (то есть если прочитать сверху вниз последние буквы всех строчек) — ди Каприо
Попробуйте отгадать стихотворную загадку Гаврилы Державина:
Р одясь от пламени, на небо возвышаюсь;
О ттуда на землю водою возвращаюсь!
С земли меня влечет планет всех князь к звездам;
А без меня тоска смертельная цветам.
Не получается? Тогда прочтите слово, составленное из первых букв каждой строки этого стиха, и вы узнаете ответ: роса.
Теперь вы сможете без труда отгадать другую загадку современника Державина, поэта Нелединского-Мелецкого:
Довольно именем известна я своим;
Равно клянется плут и непорочный им,
Утехой в бедствиях всего бываю боле,
Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.
Блаженству чистых душ могу служить одна.
А меж злодеями — не быть я создана.
Такого рода стихотворные загадки были весьма популярны в прошлом веке (среди них, правда, встречались и достаточно неприличные).
Скорее всего, акростихи пришли в мировую поэзию от вездесущих древних греков. Как и многие другие виртуозные формы поэзии (палиндром, анаграмма, тавтограмма), акростих пользовался немалой популярностью и уважением в средневековье.
В русской поэзии краестишия известны с XVII века благодаря поэтам-монахам. В составлении изощренных акростихов преуспевал некий иеромонах Герман, сумевший в «Вольном переложении 140-го псалма» зашифровать свое имя— по левому краю псалма читается еще один стих: Герман, монах, моляся, писах.
Интересно, пишут ли стихи современные монахи?
Однако, несмотря на усилия живших три с лишним века назад служителей Господа, акростих в русской поэзии приживался медленно и следующие два столетия почти не встречался. И лишь с XIX века начинается второе рождение краестишия.
Гениальный акростих написал мелом на грифельной доске буквально в последние часы своей жизни упоминавшийся классик русской поэзии Г. Державин:
Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.
В первой вертикали здесь можно прочесть Руина чти (то есть чести).
В начале XX века большая часть акростихов предназначалась для альбомов и скрывала в первой вертикали имя адресата. Полюбуйтесь, например, на этот акростих-сонет, записанный в 1909 году Николаем Гумилевым в альбом его знакомой Кати Кардовской (Бойка—имя собаки Кардовских):
Когда вы будете большою,
А я негодным стариком,
Тогда, согбенный над клюкою,
Я вновь увижу ваш альбом.
Который рифмами всех вкусов,
Автографами всех имен —
Ремизов, Бальмонт, Блок и Брюсов —
Давно уж будет освящен.
О, счастлив буду я напомнить
Вам время давнее, когда
Стихами я помог наполнить
Картон, нетронутый тогда.
А вы, вы скажете мне бойко:
«Я в детстве помню только Бойку».
Впрочем, акростихи писались не только в альбомы. Немало блестящих акростихов-посвящений родилось в переписке или было написано для печати прекрасными поэтами: Б. Пастернаком, И. Северянином, С. Есениным, И. Анненским, М. Кузминым, А. Ахматовой. Посмотрите, как Валерий Брюсов в ответ на аналогичное послание поэта Вадима Шершеневича «замуровал» имя адресата в двух наклонных (!) строках своего стиха (ъ в слове Вадим написан по правилам тогдашней орфографии):
В лекисуровуюмечт У
д, А йутомленнойре Ч и ва Д имъ, иэтудаль И ту дар И настаром В ече
себе М гновени Е огня
дайсм У тесте Н ыволи
тыиску Ш ени Е кремля:
затмени Е о Ш ибокбудня-
троньиск Р оюдоболи!
Этот пример показывает, что дополнительная строка, опоясывающая такого рода стихи, не обязательно должна быть вертикальной и уж тем более крайней слева.
Поэт Валентин Загорянский (псевдоним современного композитора Глеба Седельникова) делает посвящения семикратные (Платону Карповскому) и десятикратные (Марине Цветаевой):
Марина
Но Загорянский пишет не только суперакростихи, достойные Книги рекордов Гиннесса; в его творчестве есть немало и простых акростиший. Прочитайте его дружеское послание автору этих строк:
Садись! Сказал я солнцу — солнце село.
Еще одно волненье позади.
Растет в душе мое земное тело —
Где это я? У Господа в груди!
Есть руки, есть глаза… А вот и звезды!
Юпитер больше, чем бильярдный шар!..
Фонарь погас… Так гаснут только слезы…
Едва успел, едва не оплошал,
Дотронуться до слова, до изнанки,
Исправить миф — как раз удобный миг —
Начав с конца той бесконечной планки!..
Ударь же, «Так»! Уже ударил «Тик».
Своеобразный апофеоз акроконструкций — акрограммы (термин Валентина Загорянского), то есть тексты, в которых первые буквы всех слов (а не только крайних в строках) составляют некий новый текст, скрытый от непосвященных. Поэтому, если божественная вертикаль, отмеченная в краестишиях, словно создана для украшения стиха, его рельефного обрамления, то акрограммы особенно удобны для всякого рода розыгрышей или издевок. Я сам однажды использовал акрограмму в качестве мелкой мести донимавшим меня бессмысленными госбюджетными отчетами. К одному из них я написал краткое введение, первые буквы слов в котором образовывали фразу «Это бред!».
И все-таки вернемся к поэзии. Наиболее выразительны ак-рограммы в стихах, когда выделенные начальные буквы слов составляют то или иное посвящение, подобно виноградной лозе, красиво переплетающее все произведение. В качестве примера опять сошлюсь на Валентина Загорянского — эти две поэтические акротелеграммы поздравления с 19-летием:
•
Сей день—Елены!
Ветви яблонь тихо
Нависали…
Аромат дразнит царевну,
Аукает,
Томит истомой летней!
Едва течет
Июль ее медовый…
•
Случилось! Девятнадцать!
Если верить—
Январь,
Тиха небес алмазных даль!
Цель авторства:
Терять, искать, лелеять
Единственную ту—
И есть медаль!