Соня Шаталина живёт в Москве. Она больна аутизмом, не умеет разговаривать, может совершать только монотонно-однообразные движения, во время общения с ней никак не реагирует, полностью отстранена и неконтактна. Врачи выносили диагноз: «Глубокая умственная отсталость».
…Так было до тех пор, пока у семилетней Сони не оказалась ручка, а мама не прикоснулась в этот момент к Сониной руке. И Соня начала писать. Да, оказалось, что Соня умеет читать и писать, у неё абсолютная грамотность, фотографическая память и непостижимые познания о нашем мире…
О снуках
Снуки живут в голове каждого человека. Они показывают человеку ужасы, и человек из-за этого сходит с ума. Выглядят снуки так, как человек их боится.
А бороться с ними можно, если их вытащить из головы на свет. Снуки боятся света.
Люди должны избавляться от своих снуков, иначе вся их жизнь будет сплошной страх.
8 лет
Девочка, Страх и Волшебник
В одной стране, на одной земле, жила-была Девочка. Глаза у неё были голубые, щёки розовые, волосы русые. Были у Девочки и мама с папой, и сестра старшая, и любимый кролик.
А ещё был у неё Страх. Очень большой, сильный и жестокий. Он жил вместе с Девочкой, ходил с ней повсюду и всё ей запрещал: и играть, и гулять, и книжки читать, и дружить — всё нельзя было, всё страшно и опасно. Дошло до того, что Девочка даже просто говорить боялась. И никто — ни папа с мамой, ни врачи с учителями — помочь ей не могли, так крепко держался Страх за Девочку. Да к тому же умел этот Страх невидимкой для других становиться. Неизвестно, как бы жизнь у Девочки прошла, если бы однажды…
Девочка была дома одна. Она стояла у окна и глядела на улицу. Улицей владела Осень: золотые и багряные листья кружились в хороводе вокруг огненных клёнов, сплетались в вихри над дорожками и наконец пёстрой мозаикой укладывались на землю. Девочке очень хотелось на улицу, пошуршать листьями и набрать их в букет, но Страх сковал её ноги и не пустил.
«Хоть бы какой-нибудь волшебник помог мне!» — в отчаянии подумала Девочка. И вдруг над одной из дорожек образовался очень крупный вихрь листьев — и прямо из него вышел человек! Он был высокий, худой, с шапкой сиявших на солнце серебряных волос и с серебряной бородой. Одет он был в серый свитер, лицо украшали большие очки, а через плечо висела чёрная сумка.
Человек поднял голову, увидал в окне Девочку и улыбнулся. А потом пошёл, будто полетел, к дому. И вот он уже в комнате, прошёл через запертую дверь!
— Здравствуй, Девочка! — сказал человек.
А Девочка ответить не может: Страх ей уста запечатал, а сам невидимым стал. Человек сказал:
— Знаешь, я ведь волшебник. Через свои очки я могу видеть невидимое.
Снял он очки, протёр стёкла, снова надел — и увидел Страх! И увидел, что этот Страх с Девочкой сделал.
— Ах, вот оно что!.. — произнёс Волшебник. — У нас, волшебников, свои специальности есть. Так вот моя специальность — помогать людям со всякими страхами бороться. Я тебе помогу.
Достал он из сумки авторучку и лист бумаги, говорит:
— Это не простые ручка и бумага, а волшебные. Если ты их в руки возьмёшь, они сами твои мысли записывать будут, — и протянул Девочке бумагу с ручкой.
Очень хотелось Девочке взять их, а Страх не даёт! Руки ей назад заламывает, голову отворачивает, вообще в угол толкает. А Волшебник протягивает волшебные вещи и ждёт терпеливо, только улыбается Девочке ободряюще.
Поняла Девочка, что вот он, её шанс, все свои силы собрала и коснулась рукой авторучки. И ручка сразу к её пальцам как приклеилась. Тогда Девочка и бумагу взять смогла. И чувствует: ослабел Страх, отпустил ей пальцы на руке.
Спрашивает Волшебник:
— А ты сама свой Страх хорошо видишь? Что он у тебя такое, напиши.
И Девочка вдруг написала:
«Страх — это щит от жизни».
Потом ещё написала:
«Не хочу от жизни таким щитом защищаться. Не нужен мне щит от жизни».
Чувствует: Страх съёжился и бормочет: «Я тебя от опасностей оберегаю…»
А Волшебник говорит:
— Как ты думаешь, что такое страх для кого-нибудь другого? Ну, хоть для зайца в лесу, или для клоуна в цирке, или для учёного математика?
И Девочка написала:
«Для зайца страх — это возможность, что лиса прячется за соседним кустом».
— У зайца чуткий нюх и быстрые ноги, — отвечает Волшебник. — Он лису учует и убежит.
Девочка пишет:
«Для клоуна страх — когда его шуткам не смеются».
Волшебник отвечает:
— Клоун может такие смешные шутки найти и так натренироваться смешно их рассказывать, что все просто упадут от хохота.
«Для математика, — пишет Девочка, — страх — смелость с отрицательным знаком».
— Я как волшебный математик точно знаю, — говорит Волшебник, — что отрицательную величину можно сделать положительной. Только знак поменять надо. Законы математики это позволяют.
Девочка чувствует: Страх слабеет, меньше становится, ниже.
А Волшебник спрашивает:
— Какого цвета Страх?
Посмотрела Девочка и говорит:
— Серо-буро-синего. Страх от страха посерел и посинел.
— А как ты узнала, что у Страха — страх?
— Он дрожал и пупырышками покрылся, — ответила Девочка и написала: «Страх — то когда кожа бледнеет, сереет, синеет и мурашками покрывается, а глаза делаются круглыми».
— Вот так? — спросил Волшебник, задрожал и округлил глаза.
Девочка посмотрела и расхохоталась, так смешно это выглядело. А Страх так от её смеха съёжился, что просто страхом стал!
Волшебник посмотрел в окно и спросил:
— Там у вас, на улице, люк открытый в земле. Когда гулять будешь, подойдёшь посмотреть, что там внизу?
— Нет, что ты, — голосом ответила Девочка. — Это опасно, страшно.
— Так что же такое страх? — спросил Волшебник.
— Страх — это сигнализатор опасности, — опять голосом ответила Девочка.
— Ну, вот ты и свободна, — улыбнулся Волшебник и исчез.
Наверное, пошёл другим людям помогать со страхом бороться. А радостная Девочка побежала гулять и собирать осенние листья.