В Великий вторник Страстной недели Церковь вспоминает Притчу о десяти девах.
Эрнест Карлович Липгарт (Ernst Friedrich von Liphart, 1847−1932) — русский художник и декоратор, происходил из лифляндского дворянского рода, работал по заказам императорской и великокняжеских фамилий.
Академик живописи Императорской Академии Художеств. Главный хранитель картинной галереи Эрмитажа в 1906 -1929 гг.
Учился во Флорентийской Академии художеств. Историю искусства изучал непосредственно в музеях Германии, Испании, Англии и Италии.
С 1877 года выставлял свои картины в парижском Салоне. Был весьма популярен как декоратор и портретист.
Получив заказ от российского императора Александра III на две картины на сюжет о разумных и неразумных женах, в 1886 году привёз их в Петербург и остался там навсегда.
***
«1. Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
2. Из них пять было мудрых и пять неразумных.
3. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
4. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
5. И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
6. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
7. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
8. Неразумные же сказали мудрым:
дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
9. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
10. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
11. после приходят и прочие девы, и говорят:
Господи! Господи! отвори нам.
12. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
13. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий».
Св. Евангелие от Матфея, 25:1−13
Картина Эрнеста Карловича Липгарта «Притча о мудрых и неразумных девах» представляет собой яркий и драматичный образ евангельской притчи. Липгарт, мастер академической живописи, создал не просто иллюстрацию, а цельную композицию, насыщенную деталями и эмоциональным накалом.
Центральная часть картины занята группой девушек, разделенных на две очевидные группы — мудрых и неразумных. Они изображены в момент прихода Жениха.
Композиция построена на диагоналях, которые направляют взгляд зрителя от группы неразумных дев к мудрым, а затем к фигуре Жениха, который визуально доминирует в картине.
Мудрые девы изображены с спокойствием и уверенностью. Их лица выражают надежду и смирение. У них полные светильники, масло в сосудах аккуратно и бережно хранится. Одежда мудрых дев светлая, более скромная, символизирующих готовность и благочестие.
Они словно излучают внутренний свет, отражающийся в их глазах.
Лица неразумных дев полны паники и отчаяния. Их одежда более яркая и вычурная, но хаотичная, отражающая их внутреннюю сумятицу. Светильники у них потушены, а сосуды с маслом пусты. Их жесты выражают беспокойство и отчаяние. В их позах чувствуется беспомощность перед лицом неизбежного.
Липгарт мастерски передает контраст между спокойствием мудрых и отчаянием неразумных.
Жених в светлой тоге и пурпурной мантии, его облик наполнен величественностью и некоторой недоступностью. Он является символом божественного суда.
Липгарт уделяет большое внимание деталям: ткани, украшения, выражения лиц, позы персонажей — всё проработано с мастерством. Свет и тень используются для подчеркивания настроения и эмоционального состояния каждой группы девушек.
Картина Липгарта «Притча о мудрых и неразумных девах» производит сильное впечатление. Она не только иллюстрирует библейский текст, но и заставляет зрителя задуматься над смыслом жизни, готовностью к встрече с Богом и важностью духовной подготовки. Мастерское владение художником композицией, светом, цветом и деталями делает картину ярким и запоминающимся произведением искусства.
***
Кстати, Притча о девах дала повод к спорам между протестантами и католиками о том, что следует разуметь под маслом в светильниках, веру или добрые дела. Протестанты, конечно, разумели только веру, а католики — добрые дела.
Но, честно говоря, здесь не говорится ни о том, ни о другом.
Сущность притчи: будьте лично готовы во всякое времяте идти ко Христу.