Среди художников, писавших на тему крестьянской жизни, Василий Максимович Максимов занимает особое место. Талант Максимова начал проявляться ещё в детском возрасте, когда выходец из бедной семьи стал учеником иконописца в местном монастыре. Благодаря трудолюбию, упорству и огромному желанию заниматься любимым делом, Василий Максимович смог добиться того, что в возрасте 18 лет был принят в Петербургскую Академию Художеств.
Художник всё своё творчество посвятил изображению народа, крестьянского быта и уклада, был нацелен на показ положительных начал деревенской жизни и в целом крестьянства как воплощение лучших качеств русского народа.
***
На этой картине художник изобразил лежащего мужчину — мужа главной героини сюжета.
Как можно понять из названия картины, он тяжело болен и, скорее всего, уже не поправится.
На лавке перед мужчиной стоит скудный обед, но он уже ничего не ест, находясь в забытьи.
Видно, что семья живёт довольно бедно и потеря кормильца существенно отразится на её положении.
Художник писал эту картину, опираясь на собственные детские воспоминания. Он очень рано потерял отца и тяжело переживал его болезнь и смерть. Сам Максимов так описывал тот период жизни:
«Лето 1850 года было жаркое, крестьяне не успели кончить сенокоса, как поспела рожь, мои старшие братья Алексей и Федор уходили в дальние пожни косить, а матушка жала в поле. Я, шестилетний ребенок, оставался дома с больным отцом, не отлучаясь ни на минуту… Когда отец в забытьи, я встану перед образами и молюсь, сам не знаю о чем, потом сяду к окну и опять гляжу на несжатое поле… О чем я тогда думал — трудно сказать, но, несомненно, детское сердце чуяло горе и болело той непонятной болью, которая резко, на всю жизнь, запечатлевается в памяти».
Картина поражает эмоциональностью и реалистичностью. Скорбная фигура хозяйки показывает все чувства, которые переживает она внутри себя, думая о больном муже, о своём будущем и о детях.
Картина произвела фурор на первой же выставке и поразила критиков до глубины души.
Критик Стасов так говорил о своих впечатлениях:
«Я был Бог знает как поражен „Умирающим“ Максимова… По-моему, эта картина… — одно из высших произведений всей новой русской школы по правде, простоте и чувству».
Полотно было куплено Павлом Третьяковым и в настоящее время является частью коллекции Государственной Третьяковской галереи.
Последние годы жизни Максимова оказались полны горькой нужды и лишений: актуальность искусства передвижников прошла, на смену ему пришли новые направления. Нужда и болезни свели художника в могилу.