Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Бог создал человека по образу и подобию: что это значит

Иллюстрация: Сотворение Адама и Евы.

В Библии Бог сообщает, что создал человека по образу и подобию.

На протяжении двух с половиной тысяч лет иудейские и христианские мыслители пытались понять, что же означает «образ и подобие», не приходя к единому ответу.

Но с возникновением исторической критики древних текстов мы можем дать более точный ответ, исходя из реалий того времени.

Об «образе и подобии» сказано в 1 главе Книги Бытия:

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему…

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
(Бытие 1:26−27).

На иврите под «образом и подобием» использованы слова «целем» и «демут».

В тексте подчёркивается, что человечество было создано одновременно как мужское и женское начало, в то время как во 2 главе Книги Бытия первым создан мужчина, затем животные, и только потом женщина.

Божественный образ и подобие человека говорит о его превосходстве над животными.

Следовательно, человек — венец творения.

Особенность христианского понимания «образа и подобия»

Августин Аврелий, христианский святой
5 века, писал, что образ и подобие указывает на ум человека и его схожесть с Троицей.

Василий Великий, каппадокийский святой
4 века, считал, что образ и подобие также относится к разумности человека, и вдобавок к этому — к способности властвовать над животными.

Иоанн Златоуст, другой каппадокийский святой 4 века, также полагал, что речь идёт о господстве над животными, но добавлял, что «подобие» относится к способности быть добродетельным.

Суть христианских интерпретаций в том, что они старались отнести «образ и подобие» к проявлениям человека, которые рассматривались в то время как превосходства человека над животным миром — наличие ума и иерархический статус.

Однако такой взгляд скорее всего складывался под влиянием греко-римской античной философии, которая подразумевала дуализм тела и души.

Бог не может быть телесным, как и его творение, следовательно, под образом и подобием необходимо понимать «возвышенные» черты человека, по типу свободы воли, разума, духовности и нравственного чувства.

Средневековые христианские мыслители толковали текст Библии исходя из интеллектуальных реалий своего времени, хотя авторы Книги Бытия жили, скорее всего, без традиционного для христиан представления о душе, которая может быть отделена от тела.

Более того, авторам Книги Бытия гораздо проще было принять идею, что у Бога есть тело, поэтому они без каких-либо сомнений писали, что Бог вместе со своей ангельской свитой являлся Аврааму, чтобы поесть и помыть ноги у него шатре.

Также Бог приказывал евреям прятать под землю отходы жизнедеятельности, чтобы Яхве случайно не наступил на них.

Тогда в чем смысл «образа и подобия»?

Для этого достаточно обратиться к тексту Книги Бытия. В 5 главе продолжена мысль, что Бог создал Адама и Еву по своему образу и подобию.

Но в третьем стихе уже Адам рождает третьего сына Сифа по своему образу и подобию:

Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему, по образу своему, и нарёк ему имя: Сиф.
(Бытие 5:3)

Странно предполагать, что Адам «родил» Сифа, даровав ему разум и господство над животными, ведь Бог уже сделал это.

Тут, скорее всего, имеется в виду внешность. И это согласуется с предложенными терминами.

Термин «целем» (образ) означает некий трёхмерный объект по типу статуи.

Термин «демут» (подобие) относится к физическому сходству.

Древние израильтяне, возможно, верили, что тело человека похоже на тело Бога и других божественных существ. Это как раз является нормой того времени, ведь мы видим археологические подтверждения этому — древние статуэтки и скульптуры богов Леванта, где жили евреи того времени.

Таким образом, первый человек унаследовал физические черты от Бога, в то время как Сиф унаследовал физические черты от Адама.

С другой стороны, учитывая боязнь авторов Торы изображать внешний образ Бога, они могли не придерживаться слишком антропоморфной интерпретации «образа и подобия», по которым созданы первые люди.

Поэтому можно допустить, что библейское представление о Боге исходило из месопотамской теологической традиции, которая гласила, что цари являются «образом бога» (аккадское «цальму»). Царь служил представителем бога на земле.

Авторы Книги Бытия, вероятно, полагали, что божий образ имеют не только цари, но все люди. Поэтому «образ и подобие» — это про земное владычество человека над животными и окружающей средой.

В месопотамской теологии боги создали людей, чтобы они трудились для богов.

В Бытии Бог создал человека для возделывания сада.

Следовательно, образ и подобие — это перекладывание власти бога на человека.

В случае с Адамом именно Сиф стал продолжателем «правильной» ветви человечества, которая достойна носить божественный образ.

Сайт dzen.ru/a/Z6Nj84mhb1cEMjq8?ysclid=m98jyragny79133165

Опубликовала    09 апр 2025
8 комментариев
  • Аватар Феликс Тамаркин
    1 неделя назад
    ,,Вероятно это означает...,,или ,,,,,скорей всего имеется ввиду...,, или ,,поэтому можно допустить,,и т.д. и т.п.Евреи изобрели эту книжку.вот пусть сами и разбираются с её противоречиями,хронологическими нестыковками,а то и явными ляпами.Обыкновенный человек,не склонный к мозгоё...ву,думает конкретно: сказано ,,по образу и подобию,,,значит это голова,руки,ноги,анус,пиписка.Всё!!
  • Аватар OnMyOwn777
    Феликс Тамаркин
    1 неделя назад
    Всё начиналось отсюда: #2108201

    Вчера, прочитав вышеназванную публикацию, я решила поискать вменяемый текст и подготовить отдельную публикацию в качестве, скажем так, ответа, т.к. прекрасно знаю, что многие люди почему-то очень любят цитировать "...по образу и подобию", но их либо мало интересуют, либо вообще не интересуют какие-либо детали/нюансы.
  • Аватар OnMyOwn777
    Феликс Тамаркин
    1 неделя назад
    В том-то и дело, что "На протяжении двух с половиной тысяч лет иудейские и христианские мыслители пытались понять, что же означает «образ и подобие», не приходя к единому ответу."

    Подчёркиваю, "...не приходя к единому ответу".

    Поэтому никогда не понимала и не понимаю, зачем люди употребляют эту цитату (тем более как-то пытаются обыграть её), если однозначного смысла до сих пор нет и явно уже не будет.
  • Аватар Феликс Тамаркин
    1 неделя назад
    А это все от невежества.И евреев,собственно говоря,обвинять не в чем - они мыслили категориями древности.Проще решить,что Бог,это дедуля на облачке,откуда им было знать.что Бог это безличностная,Вселенская сущность.И понятие греха и ещё много всякой ритуальной белиберды было придумано от невежества.Людьми!! И Бог к этому не имеет никакого участия.Думать надо,анализировать,сомневаться в конце концов,а не бездумно колотиться лбом в поклонах и кровные денежки попам таскать на новую машину..).
  • Аватар OnMyOwn777
    Феликс Тамаркин
    1 неделя назад
    Согласна.
  • Аватар Феликс Тамаркин
    OnMyOwn777
    1 неделя назад
    Вот это да!!!!Чтобы OnMyOwn777 с кем-то согласилась...!!!!!!!!! Я такого здесь не помню!!!Ничего не случилось ли,здоровье в норме ?))

Похожие цитаты

Ты - океан!

Сам по себе ты — капля в море, а с Богом ты — океан!

s://stihi.ru/2021/11/29/5727 © Джулиана Вильсон

Опубликовала  пиктограмма женщиныДжулиана Вильсон  29 ноя 2021

Трудно Богу наказывать грешника, которого любит праведник,
Ведь таким образом он наказывает обоих…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныПавел Сависько  16 фев 2019

Пружина не знает почему она выпрямилась после того как по ней проехался каток, конечно за всё надо благодарить Бога, но не лишним будет вспомнить о предках, наделивших редкими свойствами, и таким образом
Берегущими с Небес.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныПавел Сависько  02 ноя 2021

Бог создал человека по своему образу и подобию. Соответствуем ли?
Вряд ли. Соринки часто замечаем у других, хотя у самих мусора полно.

Опубликовал(а)  Лилия Римм2  22 июл 2022

Бог создал Италию по замыслу Микеланджело.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныVanch  01 июл 2020