Мысли Сократа, Платона и Аристотеля большинством исследователей считаются вершиной всей античной философии. Их вклад в развитие человечества трудно переоценить.
СОКРАТ
(469−399 до н.э.)
• Родился в Афинах в семье скульптора и повивальной бабки. Говорил о своей матери: «Она помогала рождаться детям, а я — истине».
• Учился у Анаксагора и Архелая.
Стал хорошим скульптором. Участвовал в Пелопоннесской войне и отличался храбростью в бою. В мирное время был параситом (помощником при исполнении культов) и вёл скромный образ жизни.
Не брал плату с учеников.
• О своей второй жене Ксантиппе, отличавшейся своим скверным характером, говорил, что жена послана ему судьбой для закалки характера и оттачивания своей речи.
• Себя же сравнивал с оводом, призванным жужжать и кусать с тем, чтобы государственные мужи не дремали и добросовестно служили людям. Мог часами стоять почти неподвижно в задумчивости.
• Основной формой поиска истины у Сократа был диалог. Основным методом была созданная самим Сократом майевтика («искусство повивальной бабки») — критическое обсуждение, в ходе которого с помощью логики и наводящих вопросов собеседник приходит к истине.
• Сократ первым стал исследовать человека, а не окружающий мир. Считал изучение человека основной задачей философии. Поэтому философия Сократа является началом первого антропологического поворота.
• Кроме того, первым стал исследовать и само философское знание, за что некоторыми считается первым «настоящим» философом.
• Сократ не оставил сочинений, поскольку считал, что записывание ухудшает память (философ упоминается в трудах Платона, Ксенофонта, у Аристотеля — в единичных случаях).
• Власть видела в Сократе лишь одного из софистов, многие рядовые граждане его также недолюбливали. Поэт Милет и кожевенник Анит предъявили обвинения Сократу. Суд признал Сократа виновным в выдумывании новых богов и развращении молодёжи. Хотя Сократ считал обвинения несправедливыми, бежать отказался и принял чашу с ядом (по распространённой версии — цикутой, хотя описание Платоном последних минут жизни Сократа говорит в пользу болиголова пятнистого).
ПЛАТОН
(428/427−348/347 до н.э.)
• Ученик Сократа. Происходил из царского рода Катридов (был прямым потомком политика Солона). Настоящее имя — Аристокл. «Платон» («широкоплечий») — прозвище, данное ему Сократом.
• Несколько лет путешествовал по Сицилии, Египту, Финикии, Вавилону, Ассирии и Персии. После скитаний вернулся в Афины и основал в 385 г. до н.э. собственную школу — Академию (школа находилась в роще, посвящённой герою Академу), существовавшую более 1000 лет.
Первый философ, произведения которого полностью дошли до нас:
— монолог «Апология Сократа»;
— 34 диалога (из них 11 сомнительных);
— 13 писем (сомнительных из них большинство);
• Считается основателем идеализма. Именно в его время идеализм и материализм окончательно разделились на два направления.
• Предметом познания философии должны быть «чистые идеи». Но они познаются разумом, а не чувствами. Чувства обманчивы, ненадёжны.
• Считал материальный мир изменчивым и непостоянным. Более того, «мир вещей» не существует как отдельная субстанция. Существуют лишь «эйдосы» («идеи» или «виды»). Они истинны, неизменны и вечны. Вещи, люди, животные — лишь материальные отображения идей (лошади рождаются и умирают, но вечна лишь «лошадность»).
Потому мир — царство идей, в котором есть своя иерархия:
1. высшая идея — идея Блага (Единого);
2. ниже — общие идеи;
3. внизу — идеи конкретных объектов.
• Платон стал использовать категории в современном их понимании, предложил пять основных категорий: сущее, движение, покой, тождество, различие.
• Душа человека — прообраз мировой души. Она самостоятельная, возвышенная и вечная. Вселяясь в младенца, душа забывает то, что знает. Поэтому познание мира является вспоминанием, после смерти она возвращается в «мир идей».
Душа состоит из трёх начал:
1. разумного (главное начало);
2. неразумного (вожделеющего) — физические потребности;
3. страстного (аффективного) — мужество, героизм, сила воли и т. д.
• Платон первым уделил внимание формам правления. Создал шкалу форм государства от лучших к худшим.
Лучшие формы правления: аристократия (власть справедливого меньшинства) и монархия (справедливое единовластие).
Далее идёт тимократия (несправедливая власть честолюбцев, получивших власть не по знаниям или умениям, а, например, по рождению или имущественному цензу).
Ещё менее совершенная форма — олигархия (власть богатых, противостоящих остальным).
Ещё хуже — демократия (несправедливая власть большинства). Равноправие сводит на нет личные качества.
Худшая форма — тирания (несправедливая власть одного).
Государство — выражение справедливости. Идеал государства Платон нашёл в кастовой системе Египта. В идеальном государстве каждый должен заниматься своим делом, поэтому общество разделяется на три сословия:
1. высшее сословие — философы;
2. сословие воинов (охрана правопорядка и государства);
3. сословие прочих граждан: крестьян, купцов, ремесленников.
Вне сословий находятся рабы, являющиеся экономической силой государства.
АРИСТОТЕЛЬ
(384−322 до н.э.)
• Родился в Страгире во Фракии в семье врача.
• Двадцать лет был учеником Платона, хотя ещё до встречи с ним всерьёз увлекся философией. По поводу расхождений во взглядах со своим учителем Аристотель говорил: «Платон мне друг, но истина дороже!»
• После смерти Платона несколько лет путешествовал. Был приглашён в Пеллу — столицу Македонии — царём Филиппом, где обучал его сына, будущего Александра Македонского.
• После воцарения Александра вернулся в Афины и основал свою школу — Ликей (школа располагалась в роще, посвящённой Аполлону Ликейскому).
• Вскоре после смерти Александра Македонского покинул Афины из-за обвинений в богохульстве и через год скончался на острове Эвбея.
• Аристотель считается первым энциклопедистом, поскольку его исследования охватили почти все области знания. Кроме того, Аристотель первым классифицировал знание и создал логику как отдельное знание (науку).
Всю совокупность знаний он разделил на: введение в философию, теоретическую философию, практическую философию, творческую философию.
• Введение в философию — логика (изучает законы мышления).
• Теоретическая философия (её цель — знание ради знания) состоит из:
1. метафизики, изучающей нематериальные начала и причины сущего;
2. физики, изучающей природу (в т. ч живые организмы);
3. математики;
• Практическая философия (её цель — знание ради деятельности) распадается на:
1. этику (понятие «этика» также введено Аристотелем);
2. политику;
• Творческая философия (её цель — знание ради творчества) включает:
1. поэтику;
2. риторику (искусство красноречия);
По Аристотелю, «мир идей» Платона оторван от действительности. Чистых идей не существует. Существуют индивидуумы («неделимые») — единичные, определённые вещи.
• Для описания бытия Аристотель выделил 10 категорий («высказываний»). Одна из них («сущность») описывает суть бытия, а остальные — его свойства. Т. е. бытие — это сущность, обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.
• Материя — пассивное начало (потенция), обрамлённая формой (активным началом). Она вечна, не возникает, не уничтожается и не меняется в размерах. Действительность — переход от материи к форме и от формы к материи. В мире есть первоформа (бесформенное неопределённое вещество) и первоматерия (Мировой ум, мыслящий сам себя).
• Аристотель первым высказал идею неразделимости тела и души. Душа — сущность тела. Человек отличается от других высокоорганизованных животных разумом и коллективизмом — склонностью жить с другими людьми. Любовь к знанию — врождённое свойство человека и других животных.
• Мир познаваем, этапы познания таковы:
1. чувства;
2. опыт, основанный на нескольких воспоминаниях об одном предмете;
3. искусство — знание сущности множества вещей;
4. философское познание.
Аристотель вывел три закона мышления:
• закон тождества (значение понятия не должно меняться во время обсуждения);
• закон исключённого третьего (А или не, А истинно, третьего не дано);
• закон недопущения противоречия («не противоречь себе самому»).
Поведение человека определяется стремлением, связанным с удовольствием или неудовольствием. Действия, влекущие удовольствие, человек стремится повторять.
Аристотель считал человека «политическим животным».
Выделил шесть типов правления:
• правильные (власть исходит из общественной пользы): монархия, аристократия, полития;
• неправильные (власть исходит из выгоды): олигархия, тирания, охлократия (власть толпы);
Полития — лучшая форма правления, поскольку ядром общества выступают не богатые и не бедные, а люди среднего достатка: «государство, состоящее из средних людей, будет иметь и лучший государственный строй». Аристотеля справедливо называют автором теории «среднего класса».
Суть добродетели — в сочетании щедрости и умеренности. Добродетельно то, что служит обществу и общественному порядку.
Добродетели делятся на:
• волевые (исходят из характера);
• интеллектуальные (мудрость, благоразумие).
Счастье (высшее благо жизни) возможно лишь при добродетельной жизни.
В достижения счастья помогает изучение философии.