Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

СОКРАТ, ПЛАТОН И АРИСТОТЕЛЬ

Мысли Сократа, Платона и Аристотеля большинством исследователей считаются вершиной всей античной философии. Их вклад в развитие человечества трудно переоценить.

СОКРАТ
(469−399 до н.э.)

• Родился в Афинах в семье скульптора и повивальной бабки. Говорил о своей матери: «Она помогала рождаться детям, а я — истине».

• Учился у Анаксагора и Архелая.
Стал хорошим скульптором. Участвовал в Пелопоннесской войне и отличался храбростью в бою. В мирное время был параситом (помощником при исполнении культов) и вёл скромный образ жизни.
Не брал плату с учеников.

• О своей второй жене Ксантиппе, отличавшейся своим скверным характером, говорил, что жена послана ему судьбой для закалки характера и оттачивания своей речи.

• Себя же сравнивал с оводом, призванным жужжать и кусать с тем, чтобы государственные мужи не дремали и добросовестно служили людям. Мог часами стоять почти неподвижно в задумчивости.

• Основной формой поиска истины у Сократа был диалог. Основным методом была созданная самим Сократом майевтика («искусство повивальной бабки») — критическое обсуждение, в ходе которого с помощью логики и наводящих вопросов собеседник приходит к истине.

• Сократ первым стал исследовать человека, а не окружающий мир. Считал изучение человека основной задачей философии. Поэтому философия Сократа является началом первого антропологического поворота.

• Кроме того, первым стал исследовать и само философское знание, за что некоторыми считается первым «настоящим» философом.

• Сократ не оставил сочинений, поскольку считал, что записывание ухудшает память (философ упоминается в трудах Платона, Ксенофонта, у Аристотеля — в единичных случаях).

• Власть видела в Сократе лишь одного из софистов, многие рядовые граждане его также недолюбливали. Поэт Милет и кожевенник Анит предъявили обвинения Сократу. Суд признал Сократа виновным в выдумывании новых богов и развращении молодёжи. Хотя Сократ считал обвинения несправедливыми, бежать отказался и принял чашу с ядом (по распространённой версии — цикутой, хотя описание Платоном последних минут жизни Сократа говорит в пользу болиголова пятнистого).

ПЛАТОН
(428/427−348/347 до н.э.)

• Ученик Сократа. Происходил из царского рода Катридов (был прямым потомком политика Солона). Настоящее имя — Аристокл. «Платон» («широкоплечий») — прозвище, данное ему Сократом.

• Несколько лет путешествовал по Сицилии, Египту, Финикии, Вавилону, Ассирии и Персии. После скитаний вернулся в Афины и основал в 385 г. до н.э. собственную школу — Академию (школа находилась в роще, посвящённой герою Академу), существовавшую более 1000 лет.

Первый философ, произведения которого полностью дошли до нас:
— монолог «Апология Сократа»;
— 34 диалога (из них 11 сомнительных);
— 13 писем (сомнительных из них большинство);

• Считается основателем идеализма. Именно в его время идеализм и материализм окончательно разделились на два направления.

• Предметом познания философии должны быть «чистые идеи». Но они познаются разумом, а не чувствами. Чувства обманчивы, ненадёжны.

• Считал материальный мир изменчивым и непостоянным. Более того, «мир вещей» не существует как отдельная субстанция. Существуют лишь «эйдосы» («идеи» или «виды»). Они истинны, неизменны и вечны. Вещи, люди, животные — лишь материальные отображения идей (лошади рождаются и умирают, но вечна лишь «лошадность»).

Потому мир — царство идей, в котором есть своя иерархия:

1. высшая идея — идея Блага (Единого);
2. ниже — общие идеи;
3. внизу — идеи конкретных объектов.

• Платон стал использовать категории в современном их понимании, предложил пять основных категорий: сущее, движение, покой, тождество, различие.

• Душа человека — прообраз мировой души. Она самостоятельная, возвышенная и вечная. Вселяясь в младенца, душа забывает то, что знает. Поэтому познание мира является вспоминанием, после смерти она возвращается в «мир идей».

Душа состоит из трёх начал:

1. разумного (главное начало);
2. неразумного (вожделеющего) — физические потребности;
3. страстного (аффективного) — мужество, героизм, сила воли и т. д.

• Платон первым уделил внимание формам правления. Создал шкалу форм государства от лучших к худшим.

Лучшие формы правления: аристократия (власть справедливого меньшинства) и монархия (справедливое единовластие).

Далее идёт тимократия (несправедливая власть честолюбцев, получивших власть не по знаниям или умениям, а, например, по рождению или имущественному цензу).

Ещё менее совершенная форма — олигархия (власть богатых, противостоящих остальным).

Ещё хуже — демократия (несправедливая власть большинства). Равноправие сводит на нет личные качества.

Худшая форма — тирания (несправедливая власть одного).

Государство — выражение справедливости. Идеал государства Платон нашёл в кастовой системе Египта. В идеальном государстве каждый должен заниматься своим делом, поэтому общество разделяется на три сословия:

1. высшее сословие — философы;
2. сословие воинов (охрана правопорядка и государства);
3. сословие прочих граждан: крестьян, купцов, ремесленников.

Вне сословий находятся рабы, являющиеся экономической силой государства.

АРИСТОТЕЛЬ
(384−322 до н.э.)

• Родился в Страгире во Фракии в семье врача.

• Двадцать лет был учеником Платона, хотя ещё до встречи с ним всерьёз увлекся философией. По поводу расхождений во взглядах со своим учителем Аристотель говорил: «Платон мне друг, но истина дороже!»

• После смерти Платона несколько лет путешествовал. Был приглашён в Пеллу — столицу Македонии — царём Филиппом, где обучал его сына, будущего Александра Македонского.

• После воцарения Александра вернулся в Афины и основал свою школу — Ликей (школа располагалась в роще, посвящённой Аполлону Ликейскому).

• Вскоре после смерти Александра Македонского покинул Афины из-за обвинений в богохульстве и через год скончался на острове Эвбея.

• Аристотель считается первым энциклопедистом, поскольку его исследования охватили почти все области знания. Кроме того, Аристотель первым классифицировал знание и создал логику как отдельное знание (науку).

Всю совокупность знаний он разделил на: введение в философию, теоретическую философию, практическую философию, творческую философию.

• Введение в философию — логика (изучает законы мышления).

• Теоретическая философия (её цель — знание ради знания) состоит из:

1. метафизики, изучающей нематериальные начала и причины сущего;
2. физики, изучающей природу (в т. ч живые организмы);
3. математики;

• Практическая философия (её цель — знание ради деятельности) распадается на:

1. этику (понятие «этика» также введено Аристотелем);
2. политику;

• Творческая философия (её цель — знание ради творчества) включает:

1. поэтику;
2. риторику (искусство красноречия);

По Аристотелю, «мир идей» Платона оторван от действительности. Чистых идей не существует. Существуют индивидуумы («неделимые») — единичные, определённые вещи.

• Для описания бытия Аристотель выделил 10 категорий («высказываний»). Одна из них («сущность») описывает суть бытия, а остальные — его свойства. Т. е. бытие — это сущность, обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

• Материя — пассивное начало (потенция), обрамлённая формой (активным началом). Она вечна, не возникает, не уничтожается и не меняется в размерах. Действительность — переход от материи к форме и от формы к материи. В мире есть первоформа (бесформенное неопределённое вещество) и первоматерия (Мировой ум, мыслящий сам себя).

• Аристотель первым высказал идею неразделимости тела и души. Душа — сущность тела. Человек отличается от других высокоорганизованных животных разумом и коллективизмом — склонностью жить с другими людьми. Любовь к знанию — врождённое свойство человека и других животных.

• Мир познаваем, этапы познания таковы:

1. чувства;
2. опыт, основанный на нескольких воспоминаниях об одном предмете;
3. искусство — знание сущности множества вещей;
4. философское познание.

Аристотель вывел три закона мышления:

• закон тождества (значение понятия не должно меняться во время обсуждения);
• закон исключённого третьего (А или не, А истинно, третьего не дано);
• закон недопущения противоречия («не противоречь себе самому»).

Поведение человека определяется стремлением, связанным с удовольствием или неудовольствием. Действия, влекущие удовольствие, человек стремится повторять.

Аристотель считал человека «политическим животным».

Выделил шесть типов правления:

• правильные (власть исходит из общественной пользы): монархия, аристократия, полития;
• неправильные (власть исходит из выгоды): олигархия, тирания, охлократия (власть толпы);

Полития — лучшая форма правления, поскольку ядром общества выступают не богатые и не бедные, а люди среднего достатка: «государство, состоящее из средних людей, будет иметь и лучший государственный строй». Аристотеля справедливо называют автором теории «среднего класса».

Суть добродетели — в сочетании щедрости и умеренности. Добродетельно то, что служит обществу и общественному порядку.

Добродетели делятся на:

• волевые (исходят из характера);
• интеллектуальные (мудрость, благоразумие).

Счастье (высшее благо жизни) возможно лишь при добродетельной жизни.

В достижения счастья помогает изучение философии.

Сайт dzen.ru/a/XsL7DPFomGnCHSle?ysclid=m8aquxk9mt770346515

Опубликовала    21 мар 2025
0 комментариев

Похожие цитаты

Хорошо, что мой муж — моя противоположность. Иначе передрались бы!

© Полынь 4875
Опубликовала  пиктограмма женщиныПолынь  08 окт 2012

Можно дожить и до серебряной свадьбы. Если у жены золотой характер.

Опубликовал  пиктограмма мужчинывестник  09 авг 2013

Так, часто по мелкому можно узнать важное, по явному — скрытое.

© Эзоп 42
Опубликовал  пиктограмма мужчиныБорис Аникин  01 апр 2020

Признаться себе найди мужество, что в твоём скверном характере не виновато супружество!

Опубликовал  пиктограмма мужчиныДобрый вечер  07 мар 2013

Верующий муж не должен ненавидеть свою верующую жену, ибо если ему не нравится одна из черт ее характера, то он должен довольствоваться другой чертой характера.

Хадис, рассказал Абу Хурайра, передал Муслим.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныАзнаур Бердиев  07 окт 2012