Дмитрий Белюкин родился в Москве в 1962 году, сын известного художника, книжного иллюстратора Анатолия Ивановича Белюкина. Закончив МСХШ им. Сурикова в 1980 году, поступил в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова на факультет живописи, мастерскую портрета (руководитель — профессор И. С. Глазунов).
Творческий путь Дмитрия Белюкина неразрывно связан с А.С. Пушкиным. Он озарён его гением.
В 1986 году студент Московского Государственного художественного института имени Сурикова пишет дипломную работу «Смерть Пушкина».
Всем, кто увидел эту дипломную работу студента Белюкина «Смерть Пушкина», было ясно: Бог подарил России ещё одну свою яркую искру.
Около ста иллюстраций к роману «Евгений Онегин» Белюкин создал с энциклопедической точностью.
Картина Дмитрия Михайловича Белюкина «Смерть Пушкина», написанная в 1986 году, представляет собой значимое произведение, охватывающее как визуальное, так и эмоциональное восприятие одного из величайших поэтов русской литературы — Александра Сергеевича Пушкина. Это полотно не только запечатлело эпоху, но и передало дух времени, атмосферу трагедии и поэтической славы, с которыми связано имя Пушкина.
На момент создания картины, в 1986 году, в Советском Союзе происходили значительные изменения как в политической, так и в культурной сфере. Гласность, наступившая на фоне перестройки, открывала новые горизонты для анализа истории, в том числе и истории искусства. Работы, подобные «Смерти Пушкина», начинали получать новое значение, так как художники стремились переосмыслить исторические события и фигуры.
Пушкин, являясь не только основоположником современного русского языка, но и культурным символом России, всегда был объектом восхищения и изучения. В то время, как мы сталкивались с попытками пересмотра как литературы, так и исторических фактов, «Смерть Пушкина» возникает как важный вклад в это осмысление.
На картине изображен момент, когда Пушкин, тяжело раненный в дуэли, находится на грани жизни и смерти. Это событийная точка правообладания страсти и подвига, места, где трагизм пересекается с творчеством. Художник использует этот отсеченный момент как основу для глубокого анализа личности поэта, его хрупкости и напряжённой судьбы.
Фигура Пушкина, одетая в черный фрак, символизирует не только его культурный статус, но и предчувствие скорой утраты. Темный цвет одежды подчеркивает его трагическую роль в истории. Расположение его руки, лежащей на груди, может указывать на отказ от жизни, завершение пути — символ разрыва с миром.
Лица окружающих персонажей, погруженных в скорбь, представляют различные реакции на смерть гения: кто-то закрывает лицо руками, кто-то опускает взгляд, а кто-то с ужасом смотрит на этот печальный момент. Это создает единую эмоциональную волну, которая касается каждого, кто наблюдает за этой сценой.
Дмитрий Белюкин сохранил в своем творчестве традиции русской школы реализма.
По словам самого художника: «…какие бы течения и направления не возникали в искусстве, классическое направление никто и никогда не сможет отменить. Классика гармонична сегодняшнему дню, и максимально приблизиться к этой гармонии — моя непосредственная задача. Каждый художник должен честно завоевывать сердце своего зрителя только кистью и красками.