История о двух распятых разбойниках наглядно показывает взаимоотношение между Богом и человеком перед смертью.
В тот день на горе поставили три креста. В центре находился Иисус Христос, а на двух других разбойники, Дисмас и Гестас.
Но кем были эти два человека? Что мы о них знаем?
Из Нового Завета известно, что к смерти, кроме Иисуса Христа, были приговорены и три разбойника.
Один из них по имени Варавва, был помилован и отпущен в честь праздника Паха (Песах). Двое же других, были распяты на горе Голгофа.
Кто такой Варавва?
Иоанн 18:40 описывает Варавву как разбойника. Это то же самое слово, которое использовалось для обозначения разбойников, распятых с Христом.
Варавва — узник, восставший против римских оккупационных войск.
Пилат попросил толпу выбрать. Однако под влиянием первосвященников и старейшин, жребий был брошен, и Иисус был распят.
20 Первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву и убить Иисуса.
21 Правитель же опять сказал им: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву.
22 Пилат сказал им: что же мне сделать с Иисусом, называемым Мессией? Все говорили: да будет распят!
23 Тогда он спросил: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: да будет распят!
24 Пилат, видя, что ничего не может сделать, а напротив того, что начинается возмущение, взял воды и умыл руки перед народом, говоря: невиновен я в крови этого человека; рассмотрите сами.
25 Тогда весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших!
26 И отпустил им Варавву; и, бив Иисуса, он предал его на распятие
Толпа отвернулась от Иисуса, рискнул предположить Эндо, потому что он не оправдал их ожиданий. Он не требовал их представления о справедливости. Он не раскрыл их образ Бога. Иисус пришел, чтобы провозгласить Бога, чья сила раскрывается как нечто совсем иное, чем мы могли бы ожидать, заставлял людей покаяться.
Каков финал Вараввы? он был убит в очередной попытке восстания вскоре после этого. Зато он умер свободным.
.
Меж двух разбойников — выражение, описывающее характер смерти Иисуса Христа, крест которого, согласно сообщениям Евангелий, был воздвигнут между распятиями преступников Дисмаса и Гестаса, получивших прозвание Благоразумного и Безумного разбойников.
В апокрифических писаниях нераскаявшемуся вору дано имя Гестас, которое впервые появляется в Евангелии от Никодима, в то время как его спутника зовут Дисмас. Христианская традиция гласит, что Гестас был на кресте слева от Иисуса, а Дисмас был на кресте справа от Иисуса.
В тот день на горе поставили три креста. В центре находился Иисус Христос, а на двух других разбойники, Дисмас и Гестас. В последние минуты жизни, Гестас обратился к Христу с просьбой спасти всех:
…Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас… (Лк.23:39)
Второй же разбойник раскаялся в своих делах и так же попросил о спасении, но о спасении души, а не тела.
…и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал…
…И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лк.23:41−42)
Покаявшийся разбойник получил в христианской традиции прозвище «Благоразумный» и, по преданию, первым вошёл в рай.
.Дисмас с Гестасом были разбойниками не в первом поколении. Их родители так же вели преступный образ жизни и «трудились» плечом к плечу. Когда родился Дисмас, выяснилось, что его мать из-за болезни не сможет его кормить. Мать новорождённого Гестаса, тоже была не слишком здорова и накормить могла только своего сына. По-счастливому, для разбойников, стечению обстоятельств, как раз в это время семья Иисуса бежала в Египет, и угодила прямо в логово разбойников. Это стало спасением для Дисмаса, так как Богородица в течение нескольких дней кормила младенца, благодоря чему он выжил.
Дисмас и Гестас в самом расцвете сил
О том как семья Иисуса наткнулась на логово разбойников рассказывается и в другом апокрифе (Евангелие детства), однако на этот раз Дисмас и Гестас предстают уже взрослыми бандитами. Пока их «коллеги» отдыхали после очередного дела, два разбойника стоя в дозоре, заметили Иисуса и Богородицу. Гестас хотел разбудить товарищей, но Дисмас его отговорил и даже дал денег, чтобы тот отстал от путников. Согласно тексту, Христос прямо тогда предсказал казнь на Голгофе и прощение Дисмаса.
После казни
В апокрифической книге «Евангелие от Никодима» говорится о том, что Дисмас действительно попал в Рай, при чём одним из первых.
Христос сходит во Ад, после чего сопровождает освобождённые души в Рай, где уже находятся ранее взятые на небо живыми пророк Илия и Енох, а кроме них и раскаявшийся разбойник Дисмас.