Родственнички еще те. Прямо как в современном мире.
А ткачиха с поварихой,
с сватьей бабой Бабарихой
около царя сидят
и в глаза ему глядят"
Троица интересная… это сёстры новоявленной царицы. Бабариха — мать и, соответственно, тёща (?) Салтану.
Они царю Салтану родственники со стороны жены. Первой? Или той самой, которую сгубить пыталиcь?
Разговор сей царь подслушал, забрал всех девиц во дворец и роли распределил согласно женским мечтаньям. Одну в ткачихи записал, вторую — в поварихи, а третью замуж взял да наказ дал потрясающий: к концу сентября богатыря родить. А сам по делам ратным уехал.
Это что же?
У царицы мать и сестры её погубить хотят? Вот так на…
Но если они ее погубят, то и им при дворце не бывать?
Три девицы — сёстры, и две из них завидуют участи третьей:
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене.
А когда молодая царица родила сына, недовольных женщин становится на одну больше. В сюжете впервые появляется Бабариха:
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести её хотят
Бабариха — это сватья, да и баба притом. Но кем она приходится царю или царице? По сути никем!
Так в чем же смысл?
Дворцовый переворот?
Могли ли поварихи совершить переворот? Могли. Если бы их поддерживали министры, да бояре. Но Салтан победил, и с войском возвратился домой.
Но почему если царицы во дворце уже не было, три бабки до сих пор в том дворце остались? Да еще и вхожи в покои царя остались?
Но давайте разберемся, кто же такая вообще эта «бабариха»?
«В „Сказке о царе Салтане“ А.С. Пушкина есть загадочная сватья баба Бабариха, которая выступает одним из ключевых второстепенных персонажей, но если присмотреться, то не вполне и второстепенный, а практически настоящий серый кардинал. Вокруг этой таинственной Бабарихи и с ее непосредственным планом и участием и закручивается сюжет и интрига сказки. И Пушкин вложил в сказку много характеристик этой „бабы“, по которым можно примерно определить, кто она все же такая.
А.С. Пушкин указывает, что Бабариха — бабушка Гвидона:
Чуду царь Салтан дивится —
А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей.
Таким образом, появились версии, что Бабариха — это мать Салтана или мать царицы, а также ткачихи и поварихи. Последнюю версию можно сразу отбросить, потому что есть упоминание после того, как повариху укусил комар:
Слуги, сватья и сестра
С криком ловят комара.
Если бы Бабариха была матерью поварихи, то в тексте было бы „Слуги, мама и сестра“.
Собственно сваты — это родители новобрачных по отношению друг к другу. Если бы Бабариха была матерью царевны Лебедь, то она была бы сватьей Салтану и царице.
На мать Салтана Бабариха тоже не похожа, она бы тогда была царицей-матерью. И тогда бы для поварихи и ткачихи она была бы свекровью сестры, но никак не сватьей. Её откровенно называют бабой, т. е. подчеркивают ее низкой происхождение:
Гости умные молчат:
Спорить с бабой не хотят.
Возможно, у поварихи имеется ребенок от первого брака, который уже вырос и сам вступил в брак, а Бабариха — это теща/свекровь ребенка и соответственно сватья поварихи? Но это слишком сложно, хотя, возможно, А.С. Пушкин хотел подчеркнуть, что Бабариха — седьмая вода на киселе.
Существует вариант, что Бабариха — это никто, а сватья баба обозначает сваху, ту, которая сватает.
Но почему у Бабарихи такое имя — Бабариха?
Бабариха — повивальная бабка. В русской традиции слово „бабить“ означает принимать роды, а новорожденные считались внуками для повивальной бабки и называли ее бабушкой. Повитухами как правило были пожилые, опытные женщины. До появления Гвидона на свет Бабариха не упоминалась А.С. Пушкиным.
Скорее всего, Бабариха принимала роды, поэтому называется бабушкой Гвидона. Одновременно она и сваха, т. е. сватья баба. Ни Салтану, ни теткам, ни матери Гвидона, ни Гвидону она не приходится кровной родственницей».
Существуют записи семи сказок Арины Родионовны, няни поэта. Одна из этих сказок с небольшими изменениями и превратилась в «Сказку о царе Салтане». В процессе «Мачеха» из сказки Арины Родионовны заменена бабой Бабарихой! Повариха и Ткачиха — дочки Бабарихи от первого брака! Это их отцом был загадочный Бабарь. А молодая царица досталась Бабарихе в падчерицы со вторым мужем. Ура! Всё сошлось! И кавычки у «бабушки» объяснились: ведь Гвидону Бабариха по крови бабушкой не была — только по браку с его дедом. А сватьей Бабариха приходится как раз Салтану.
Итого: Сватья Баба Бабариха — мачеха молодой царицы.
А.С. Пушкин взял свой персонаж из фольклора: Бабариха — языческий персонаж русских заговоров, имеющий некоторые солнечные черты. «Бабариха держит „горячу калену сковороду“, которая ей тело не жжёт, не берёт». Азадовский указывает, что это имя Пушкин взял из хорошо известного ему сборника Кирши Данилова, из шутливой песни о дурне: «Добро ты баба, / Баба-Бабариха, / Мать Лукерья / Сестра Чернава!». Её наказание — укушенный нос, так как она задирала нос, совала его не в своё дело. Ткачиха с поварихой окривели, «В русском языке слово „кривой“ не только означает одноглазый, но и противопоставляется слову „прямой“, как правда — кривде; это противопоставление архетипично. Если слепота в мифе — признак мудрости (у Фемиды на глазах повязка, чтобы она не обращала внимание на внешнее, суетное), хорошее зрение — признак ума, то одноглазие — признак хитрости и хищности (одноглазы пираты, Циклоп, Лихо — тоже одноглазое)».
Владимир Даль в словаре пишет, что бабариха — прозвище бабы, женки, женщины. А вот слово «баба» — очень многогранное:
— Замужняя женщина низших сословий или вдова;
-Мать отца или матери (то есть бабушка);
-Жена;
— Повитуха, повивальная бабка (её тоже называли бабушкой)
Бабариха могла быть и матерью почившей царицы, Салтан был вдовцом, женившимся во второй раз. Тогда её нелюбовь к новой избраннице царя легко объяснима. Или Бабариха — кормилица или повитуха, принявшая на свет самого Салтана.