…человек погрузился в безумную спешку и суету, окружил себя глухой стеной образов и звуков… лишь бы только не оказаться наедине с собой, не обратить взор в собственную душу и не встретиться в её мрачных лабиринтах со своим несговорчивым судьей…
Однако в итоге человек обхитрил самого себя: в расчёте сделать жизнь более лёгкой и приятной, он столкнулся с тем, что бессовестная жизнь в принципе несовместима с понятием «качество жизни».
Ибо, как пишет философ Иван Ильин, «Совесть есть живая и цельная воля к совершенному; поэтому там, где отмирает эта воля, качественность становится безразличной для человека и начинает уходить из жизни; всё начинает делаться „недобросовестно“, всё снижается, обесценивается. […] Там, где совесть вытравляется из жизни, ослабевает чувство долга, гаснет чувство верности; повсюду воцаряется продажность, взяточничество, измена; всё превращается в бесстыдное торжище, и жизнь становится невозможной».
Ведь совесть — не просто наш строгий судья, это, прежде всего, верный хранитель человеческой подлинности в каждом человеке и во всей культуре, с самых древнейших времен.
О сокровенных «обличениях сердца» свидетельствуют ветхозаветные книги; о предостережениях со стороны своего внутреннего голоса говорил Сократ и другие античные философы.
В эпоху Нового Завета значение совести несказанно возвысилось, ибо теперь, по словам апостола Павла, уже не внешний по отношению к человеку Закон, но вселившийся в сердце Дух Святой открывает нам знание истины. […]
У каждого человека хоть однажды бывает ситуация, связанная с жизненно важным выбором, и от того, как человек откликался на голос совести, зависит очень и очень многое в его судьбе.
Достоин сожаления тот, кто пытался вести со своей совестью нечестную игру. Даже если явный голос совести заглушён, она всё равно пробьётся в неожиданных жизненных «срывах» или болезнях, в приступах безотчётной тревоги или просто в мучительном ощущении неудачной, растраченной впустую жизни.
Вот что пишет о парадоксальных законах совести психолог Эрих Фромм: «Зачастую единственным состоянием, в котором человеку удаётся не заглушить свою совесть, оказывается сон; но трагедия в том, что когда мы слышим, что наша совесть говорит нам во сне, мы не в состоянии действовать, и наоборот. Чем плодотворнее человек живёт, тем сильнее его совесть, и тем больше она, в свою очередь, содействует плодотворности».
Парадоксальность и трагизм ситуации человека в том, что его совесть слабее всего именно тогда, когда он больше всего нуждается в ней.
© Мир. Человек. Cлово. 2009