Место для рекламы

Диоген

412 до н. э. -10 июня 323 до н. э.

Дельфийская пифия напророчила молодому Диогену, что ему предстоит «переоценивать ценности». Сначала, поняв её буквально, он стал фальшивомонетчиком. Уличённый в преступлении, бежал из Синопы. В Афинах обучался у философа Антисфена, основателя школы киников. Прославился благодаря мудрости и эпатажным выходкам.

Согласно воззрениям Диогена, зависимость от внешних обстоятельств — удел рабов, а потому следует отказаться от благ и практиковать аскетизм, дабы обрести независимость. Внутренне свободный человек, как полагал Диоген, может оставаться независимым, даже будучи в рабстве. При этом философ отказывался лишь от тех благ, получение которых препятствовало свободной жизни. Диоген презирал условности, отвергал узы брака, а также считал ненужным понятие отечества и ввёл в обиход слово «космополит». Считал, что нужно следовать законам природы, а не искусственным людским законам, принятым в определённой местности.

Эпатажные выходки Диогена сделали его фольклорным мудрецом, героем многих преданий, а потому обилие домыслов в источниках затрудняет исследование истории его жизни. Известные легенды о Диогене — встреча с Александром Македонским (в ответ на предложение Александра выполнить любое его желание Диоген попросил царя отойти в сторону и не заслонять солнце) и поиск человека с фонарём (Диоген днём ходил по улицам с зажжённым фонарём и на вопрос, что он делает, отвечал: «Ищу человека»).

Диогену приписываются анекдоты, апофтегмы (наставительные изречения), меткие слова и побасенки. Образ народного героя и фольклорного мудреца Диогена привёл к появлению множества противоречий и домыслов в источниках. Так, например, антиковеды насчитывают пять версий его смерти

Биография

Диоген родился в богатом греческом городе Синопа на побережье Чёрного моря. Его отец Гикесий был менялой. Согласно античным источникам, Диоген вместе с отцом занимался фальшивомонетничеством. После того как их уличили, Диоген был вынужден бежать из родного города. По другой легенде, во время посещения Дельф пифия посоветовала молодому Диогену «переоценивать ценности» (др.-греч.), что он вначале понял буквально, начав перечеканивать монету. Позже он осознал, что речь шла не о материальных, а о духовных ценностях[

Изгнанный или сбежавший из Синопы Диоген прибыл в Афины вместе с рабом по имени Манес, который вскоре самовольно покинул хозяина. С этим Манесом связана легенда. На уговоры начать розыски беглого раба Диоген ответил: «Позорно, что Манес без Диогена может жить, а Диоген без Манеса не может». Предположительно приезд в Афины произошёл в промежутке между 390 и 385 годами до н. э.

В Афинах примкнул к основателю философской школы кинизма Антисфену. Согласно легенде философ вначале отказался обучать Диогена, однако тот своим упорством добился своего. Когда Антисфен замахнулся на Диогена палкой, тот сказал: «Бей, но ты не найдёшь такой крепкой палки, чтобы прогнать меня, пока ты что-нибудь не скажешь». Своим аскетизмом и эксцентричностью он превзошёл всех остальных философов Древней Греции[. В Афинах он получил прозвище «собаки» (др.-греч.). В этом эпитете одновременно присутствовали как презрительный, осуждающий оттенок связанный с бесстыдством, назойливостью, наглостью и бродяжничеством, так и предмет гордости кинических философов — верность, близость к природе, открытость[

В течение жизни Диоген встречался со многими великими людьми того времени — Платоном, Аристиппом, Демосфеном, Александром Македонским, Евклидом и др. Детали этих встреч, в которых нищий мудрец высмеивает богатство и власть, носят легендарный характер. Эти истории импонировали бедному простому народу, в связи с чем стали популярными и сохранились до наших дней

После долгого пребывания в Афинах Диоген начал странствовать по Греции. Во время одной из поездок его захватили пираты и продали в рабство коринфянину Ксениаду, который поставил его наставником своих детей. Новому хозяину Диоген заявил, что тот должен его слушаться так же, как и врача или кормчего, если бы те были рабами. Детей Ксениада он обучал литературе, истории, умению ездить верхом и владению оружием. Дети полюбили своего наставника и заступались за него перед родителями. Когда они выросли, его оставили жить в доме. После смерти философа они устроили похороны своему бывшему наставнику. Цицерон приводит легенду о том, что после смерти Диоген велел оставить тело без погребения. На вопрос: «Как, на съедение зверям и стервятникам?» — философ ответил — «Отнюдь! Положите рядом со мной палку, и я их буду отгонять!» «Однако это же невозможно, ты ничего не почувствуешь» — возразил собеседник. «А коли не почувствую, то какое мне дело до самых грызучих зверей?» — резюмировал Диоген. Дата смерти Диогена точно зафиксирована — считается что он умер в один день с Александром Македонским, 10 июня 323 года до н. э., однако обстоятельства смерти философа столь противоречивы в античных источниках (отравился сырым осьминогом; заболел холерой; задержал дыхание и умер от удушья; искусан собаками; дошёл до реки Илисос, упал и попросил рядом находящегося сторожа после смерти сбросить его тело в воду)], что у антиковедов возникают сомнения относительно их достоверности. Как бы то ни было, Диогена похоронили в Коринфе у Истмийских ворот. На его могиле поставили мраморную колонну с фигурой собаки. Диоген Лаэртский передаёт текст эпитафии на месте погребения Диогена

От времени медь потускнеет; но слава твоя, Диоген,
Во веки нетленной пребудет
Зане ты несчастливым смертным путь истинной жизни явил —
Путь жизни широкий и легкий.

Эту могилу описывает живший во II веке н. э. географ Павсаний

Аскетизм
К числу наиболее популярных рассказов о Диогене относится история о том, как он жил в огромном глиняном пифосе, который зачастую называют «бочкой». Желая закалить своё тело, летом он лежал на горячем песке, а зимой обнимал холодные статуи спал на плаще. Увидев, как мальчик пил воду из рук, Диоген выбросил из своей сумы чашку, посчитав, что мальчик превзошёл его простотой жизни. Когда в Коринфе находился Александр Македонский, к нему приходили многие политики и философы. Царь Македонии предполагал, что среди прочих его посетит и Диоген. Однако философ спокойно проводил время в пригороде Коринфа Крании, нисколько не интересуясь присутствием в городе Александра. Тогда царь решил посетить Диогена сам. В это время философ грелся на солнце. Слегка приподнявшись при виде множества приближающихся людей, Диоген пристально посмотрел на Александра. Царь сказал: «Проси у меня, чего хочешь», на что Диоген ответил: «Не заслоняй мне солнца». либо в передаче Плутарха: «Отступи чуть в сторону, не заслоняй мне солнца». Царь был настолько поражён гордостью и величием философа, который отнёсся к нему с таким пренебрежением, что на обратном пути сказал: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном»

Аскетизм Диогена не предполагал самоистязания и отказа от всех житейских благ, он отрёкся от тех потребностей, удовлетворение которых требовало компромисса, отказа от свободной жизни. Он мог посещать богатых людей и участвовать в их пирах, сохраняя своё оскорблявшее хозяина внешне непристойное поведение. Диоген утверждал, что мудрецам «можно всё то же, что и остальным людям». По легенде своим вниманием Диогена одаривали самые известные афинские гетеры Лаисаи Фрина

Эпатажные выходки

Диоген Лаэртский приводит несколько легенд о жизни Диогена. Когда философа привели в роскошное жилище и запретили плевать на пол, то он плюнул в лицо хозяину, заявив, что хуже места не увидел. В какой-то день Диоген закричал: «Эй, люди!». Когда сбежался народ, Диоген напустился на него с палкой, так как «звал людей, а не мерзавцев». Однажды Диоген на городской площади начал читать философскую лекцию. Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал по-птичьи, и вокруг собралась сотня зевак. «Вот, афиняне, цена вашего ума, — сказал им Диоген. — Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот». Отношение Диогена к афинянам проявилось в эпизоде, когда философ днём зажёг фонарь и пошёл по улицам. На вопросы, что он делает, следовал ответ: «Ищу человека». При всём этом граждане Афин благосклонно относились к чудаковатому философу. Когда какой-то мальчишка разбил диогенов пифос, то его высекли, а Диогену предоставили новое «жилище»

Лукиан в произведении «Как следует писать историю» приводит легенду о том, что жители Коринфа, услышав о приближении армии царя Македонии Филиппа II, начали подготовку к осаде. Кто починял стену, кто готовил оружие, кто таскал камни, а Диоген начал катать вперед-назад свой пифос, «чтобы не казалось, будто он один бездельничает, когда столько людей работает»

Диоген и Платон

Античные источники приводят множество историй о взаимоотношениях двух философов. В них Диоген опровергает и высмеивает утверждения Платона. В отличие от других мыслителей, с которыми Платон мог дискутировать, перед Диогеном он зачастую оказывался бессилен. Диоген вёл диалог «с участием живой плоти», и Платону ничего не оставалось как прибегать к диффамации своего оппонента. Он называл его «обезумевшим Сократом». Это утверждение вместо издёвки было воспринято как признание Диогена, которое поставило его на одну ступень с Сократом

Когда Платон дал определение, что «человек есть животное на двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха, объявив, что это и есть «платоновский человек». После этого определение дополнили утверждением: «С широкими ногтями». В античных источниках содержатся два эпизода, в которых Диоген упрекает Платона за его посещения сиракузских тиранов Дионисия Старшего и Младшего, где философу приходилось жить в «золотой клетке». Когда Диоген мыл овощи, то Платон сказал ему шёпотом: «Если бы ты служил Дионисию, не пришлось бы тебе мыть овощи», намекая на возможность стать богатым при дворе тирана Сиракуз, который «собирал» при дворе таланты Эллады. Диоген также шёпотом ответил: «А если бы ты умел мыть себе овощи, не пришлось бы тебе служить Дионисию». Клавдий Элиан писал в «Пёстрых рассказах»: На окрик Платона — «Слушай как следует, собака» — Диоген ответил: «Я не прибегал обратно в дом, где меня продали, как делают собаки»

Диоген неоднократно спорил с Платоном. Однажды он начал топтать ковёр в доме Платона, приговаривая: «Топчу спесь Платона». Платон на это ответил: «Попираешь собственной спесью, Диоген"[39]. Когда Платон рассуждал об идеях, Диоген сказал: «А я вот, Платон, стол и чашу вижу, а стольности и чашности не вижу», на что получил ответ: «И понятно: чтобы видеть стол и чашу, у тебя есть глаза, а чтобы видеть стольность и чашность, у тебя нет разума»

Учение

Приняв тебя в обучение, я сниму с тебя изнеженность, запру вместе с бедностью и накину на тебя потёртый плащ. Потом я заставлю тебя работать и трудиться, спать на голой земле, пить воду и есть что попало. Божества же твои, если они у тебя есть, ты, повинуясь мне, бросишь в море. Ты не будешь заботиться ни о браке, ни о детях, ни об отечестве, и все будет для тебя пустяком. Оставив дом отца, ты будешь жить или в склепе, или в оставленной башне, или в глиняном сосуде; котомка твоя пусть будет полна бобов и свёртков, исписанных с обеих сторон. Ведя такой образ жизни, ты назовёшь себя более счастливым, чем великий царь. Если же тебя будут бить и подвергать пыткам, ты в этом не увидишь ничего неприятного. … Тело твоё будет испытывать боль, а душа будет безболезненна. То, чего больше всего должно быть у тебя, заключается вот в чем: надо быть грубым и дерзким и ругать одинаковым образом и царей, и частных людей, потому что тогда они будут смотреть на тебя с уважением и считать тебя мужественным. Твой голос пусть будет грубым, как у варвара, а речь незвучной и прямо-таки подобной собаке. Надо иметь сосредоточенное выражение и походку, соответствующую такому лицу, и вообще быть диким и во всем похожим на зверя. Стыд же, чувство приличия и умеренности должны отсутствовать; способность краснеть навсегда сотри со своего лица. Старайся быть в самых многолюдных местах, но в них пребывай в одиночестве, не связываясь ни с кем, и не стремись приобретать друзей или приятелей — все это уничтожает силу власти. На виду у всех смело делай то, чего другой не сделал бы и в стороне, в любовных делах выбирай наиболее смешные и, наконец, если это покажется тебе нужным, умри, съев сырого полипа или каракатицу. Вот это благополучие мы даём тебе в дар.

Диоген Лаэртский сообщает, ссылаясь на Сотиона, о 21 сочинении Диогена, среди которых 14 диалогов и 7 трагедий для чтения[41]. Ни одно из них не сохранилось. «Государство» Диогена ставили в один ряд с одноимёнными трудами Платона и Зенона. Содержание произведений Диогена касалось различных этических проблем, в них переосмысливались все институты общества, в том числе такие как семья и брак. Диоген проповедовал общность жён и детей, отрицал необходимость брака и семьи[42]. В политике он ввёл понятие космополита или «гражданина мира». Идея для античного мира была революционной, так как граждане Эллады ассоциировали себя с определённым полисом, а Диоген по своей сути отрицал понятия отечества и местных законов, утверждая, что есть только закон природы, которому необходимо следовать. С этим положением связано противоречие между кинизмом и платоновской «теорией идей». Моральные и политические законы, нравы подобны «идеям». Они не имеют собственного бытия, но обладают властью. Учение киников «жить по природе» и отказ подчиняться закону, выразившееся у Диогена в самоопределении человека, который не имеет ни семьи, ни полиса (отечества), ни дома, противопоставляет эту философскую школу платонизму. В лаконичном виде это противоречие школ выражено в диалоге о «стольности» и «чашности», которых Диоген не видит, согласно Платону, по причине отсутствия разума

Киническое учение Диогена вошло в историю своеобразным вызовом морали и общественному мнению, эпатажностью форм выражения своего мнения. Киники пропагандировали аскетизм — полный отказ от земных благ. Диоген был воплощением требования кинической автаркии, а именно независимости и самодостаточности. Прямолинейно применяя антитезу «природа—закон» Диоген презирал условности, намеренно доводя до крайности своё бесстыдство[45]. Главным в учении философа было достижение внутренней свободы личности, независимости от материальных забот и внешних обстоятельств. Чувство зависимости от внешних обстоятельств — удел раба. Согласно Диогену, даже в рабстве, имея внутреннюю свободу, можно оставаться независимым и свободным. Из античных писателей ироническую квинтэссенцию учения Диогена представил Лукиан в «Продаже жизней»

Согласно представлениям современников, Диоген открыл новый вид аргументации, которому серьёзному философу нечего противопоставить. Когда Диоген в качестве несогласия с платоновским учением об идеях начинал «пускать ветры» или в ответ на утончённое по сути учение об «эросе» заниматься онанизмом, то эти грубые выходки ставили оратора в затруднительное положение. Появление Диогена представляет драматический момент в истории развития философии. В то время как «высокая теория», начиная с Платона, перевела философию от материального воплощения к логическим конструкциям, Диоген противопоставил ей «низкую теорию», которая пантомимически-гротескно фокусировалась на практической реализации. Процесс познания истины разветвился. Диоген ощутил обман идеалистических абстракций и стал первым представителем сатирического сопротивления. С этой позиции дерзость Диогена становится понятной. В то время как философия ханжески лицемерит, Диоген говорит о настоящей жизни. В обществе, где ложь стала формой жизни, истину могут высказывать лишь «бесстыдные» люди. В этой парадигме власть имущие теряют осознание величия, лишь сталкиваясь с шутами, клоунами и киниками, как в примере встречи Александра с Диогеном

Сходный по сути эпизод из биографии Диогена касается критики апорий Зенона — внешне парадоксальных рассуждений, в которых с помощью логических конструкций доказывалось, что движения не существует. Контраргумент Диогена обыгран в стихотворении А. С. Пушкина «Движение»:
«Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый».
Немецкий философ Гегель дополнил анекдот, что когда аргумент Диогена признали убедительным, то он побил оппонента палкой за чрезмерное доверие к очевидности

Диоген имел много учеников, некоторые из которых были бедняками и рабами. Наиболее известными из них стали Кратет Фиванский, Онесикрит из Астипалеи, Филиск с Эгины, Моним Сиракузский, Метрокл, Гиппархия и др

Опубликовал    сегодня, 09:47
0 комментариев

Похожие цитаты

Классическая музыка — музыка свободных людей. Рабы её не слышат.

Опубликовал  пиктограмма мужчинывестник  01 апр 2016

Творчество — это выражение души, передаваемое сердцем, которое украшается умом.
Творчество подобно ветру: оно любит простор и свободу, чем свободнее человек в творчестве, тем более безграничны его возможности …

Опубликовала  пиктограмма женщиныДаре Мачавариани  23 фев 2021

Невыгодно быть самым свободным человеком, так как это попахивает диогеновщиной.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныДжангир  26 дек 2024