«Бог терпел и нам велел», — сказал человек, и голос его звучал глухо, будто из самой земли. Раб божий… как удобно это для власти монарха, правда ведь? Словно камень на душу положить, и лежи себе, не шевелись.
— «Вся власть от Бога», — отозвался другой, и в глазах его стояла какая-то тусклая пустота, словно выпитое до дна озеро. — Конечно же.
— «Пути Господни неисповедимы», — прошептал третий, и губы его дрогнули, как осенний лист на ветру. Так что терпи, терпи… до самой смерти терпи.
То есть выходит, что настоящий терпила и есть самый что ни на есть истинно божий человек. Смиренный, как земля, готовый принять в себя любую тяжесть. Но в кругах, где закон — кулак, говорят: «Без лоха жизнь плоха». И терпила там — как пустая клеть, куда каждый может войти и взять что хочет. Потому что сам он себя не уважает, словно и нет его вовсе, только оболочка одна.
А Варрава… его ведь Иисус не спрашивал, как он к терпилам относится. Не до того было, видно. А он взял и получил прощение. Индульгенцию, значит. И выходит тогда, что любой, кто терпил обижает, может надеяться на царство божие. Только успей покаяться, слова нужные сказать, и все грехи как водой смоет. И можно тогда терпил иметь, до самого конца иметь, не думая ни о чем, не заморачиваясь тонкостями всякими, катехизисом этим.
Так что, если вдуматься, если в самую глубь заглянуть… выбор-то, может, и есть. Только какой он, этот выбор? Словно развилка на дороге в поле, а куда ни поверни — все равно в пыль и в пустоту придешь.