Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Сергей Милорадович - картина "Путешествие Аввакума по Сибири",1898 год

В фондах Государственного музея истории религии хранится несколько работ Сергея Дмитриевича Милорадовича. Живописец конца XIX -начала XX вв. работал в основном над сюжетами из истории русской церкви, воспроизводил наиболее значимые события прошлого. События связанные с церковным расколом XVII в. безусловно относятся к таковым и не прошли мимо внимания художника. Одной из целого ряда произведений на эту тему стала картина «Путешествие протопопа Аввакума по Сибири» (1898 г.).

***
Протопоп Аввакум Петров родился в 1621 году под Нижним Новгородом, в год, когда туда была направлена несостоявшаяся царская невеста Мария Хлопова.
Поскольку Аввакум считал себя обличителем людских недостатков и пороков, то использовал для этих целей любой удобный случай. Эта роль стала для него со временем насущной потребностью и едва ли не главной чертой характера.
В конце 1653 г., после того как царь Алексей Михайлович уговорил патриарха Никона не совершать постриг над протопопом Аввакумом, тот был направлен в ссылку в Сибирь.
Его отвели в Сибирский приказ и отдали дьяку Третьяку Башману, в обязанности которого входила отправка опального священника из Москвы в Тобольск.
Из Москвы Аввакум выехал вместе с семьей: женой Настасьей Марковной и детьми, двумя сыновьями: Иваном, Прокопом и дочерью Аграфеной. В дороге у них родилась ещё одна дочь.
Сам Аввакум сообщает: «До Тобольска три тысячи верст, недель с тринадцать волокли телегами и водою, и санями половину пути».
В 1656 г. патриарху Никону стало известно о совершаемых в Тобольске «обличениях» Аввакума и он приказывает перевести его сперва на Лену, а затем в Даурию, куда непреклонный протопоп и выехал из Тобольска со всей семьей.
***
В июне 1655 г. ссыльные на лодках с казаками отправляются в путь. Однако до Якутского острога Аввакуму доехать было не суждено — в дороге его нагнал новый указ: отправляться в составе экспедиции воеводы Афанасия Пашкова в Даурию.
Даурия — это Забайкалье и Приамурье, нынешние Бурятия, Забайкальский край и Амурская область. Задачей экспедиции было покорение этих земель и окончательное установление там русского владычества.

Официально Аввакум должен был исполнять роль полкового священника и одновременно проповедника православия среди завоёванных туземных народов.

В июле 1656 г. экспедиция Пашкова численностью 500 человек на 40 лодках двинулась из Енисейска в Даурию. Поход был сопряжён со всевозможными лишениями и опасностями. Приходилось переносить и холод, и голод, подвергаться нападениям туземцев и диких зверей, тонуть в лодках и падать с утёсов.

Ко всему добавилась и крайняя жестокость руководителя похода воеводы Пашкова.
Он лично избивал протопопа и кулаками, и кнутом.
Заковывал Аввакума в кандалы и тому приходилось в оковах плестись по забайкальским горам. На стоянках в острогах то и дело бросали протопопа в темницу — без одежды, на соломе, без еды. Терпели лишения и домочадцы протопопа. Маленькие сыновья Иван и Прокопий вместе с отцом тянули за лямку, как бурлаки, лодку, а зимой, как собачки, нарты.
Жена протопопа за руки тянула малолетних дочек Аграфену и Акулину. А ведь протопопица была к тому же беременна!
На второй год «путешествия» летом 1658 г., когда экспедиция проникла вглубь Даурии, начался страшный голод. В семье протопопа умирают двое сыновей — ещё грудной Корнилий и второй только что родившийся.

Проведя два года вблизи китайской границы, оставшиеся в живых казаки повернули назад.
В начале весны 1660 г. пять недель ехали по льду замёрзших рек и озёр.
В это время состоялся знаменитый диалог протопопа с его верной супругой Анастасией Марковной.
«На меня, бедная, пеняет, говоря: „Долго ли мука сея, протопоп, будет?“
И я говорю: „Марковна, до самыя смерти!“.
Она же, вздохня, отвещала: „Добро, Петрович, ино ещё побредём“…».

Именно этот момент запечатлел
С. Д. Милорадович на своём полотне.

На картине Анастасия Марковна сжимает в руках клетку с чёрной курочкой. Это не фантазия художника, а одно из трогательных воспоминаний самого протопопа.
«Курочка у нас чёрненька была, по два яичка на день приносила робятам на пищу, Божиим повелением нужде нашей помогая. Божие творение, нас кормила, а сама с нами кашку сосновую из котла тут же клевала, или и рыбки прилучится, и рыбку клевала, а нам против того по два яичка на день давала. На нарте едучи, в то время задавил её грешным делом. И нынеча мне жаль курочки той, как на разум прийдёт».

В июне 1663 г. протопоп прибыл в Тобольск, где его ждал указ о возвращении в Москву. Закончились семь лет мучительного «путешествия» Аввакума по Сибири.
Думалось, что теперь уже самое страшное позади. Но оказалось, что это только преддверие будущих пустозерских страданий.
***
Протопоп Аввакум, наряду с патриархом Никоном, пожалуй самый знаменитый участник церковной реформы XVII в.
Ревностный борец за наведение порядка в богослужении и церковной жизни, протопоп Аввакум не поддержал саму реформу и стал яростным её противником.
Подвергся гонениям, 14 лет сидел в земляной яме на хлебе и воде, и был сожжён заживо в Пустозерске в 1682 году.

Опубликовала    вчера, 11:30
2 комментария
  • Аватар Галина Суховерх
    1 день назад
    Какая тяжелая судьба изображена. Потрясающая картина.
  • Аватар PATRIK catcher
    1 день назад
    Религия , это одна из форм поддержания государства , в те времена основная государствообразующая идеологическая опора . Развитие государства требовало и развития , унификации, всех его основ в том числе и Церкви . В Церкви существует строгая централизация власти и неукоснительная подчиненность решениям Большого Московского собора 1666 года Собор осудил Аввакума как противника церковной реформы, отлучил от Церкви и лишил сана. Всё логично и закономерно , а семью жалко, о ней он не думал вовсе !

Похожие цитаты

Василий Суриков - картина «Меншиков в Берёзове»

Это одна из самых известных и популярных картин мастера многофигурных, сложных композиций. Она отражает судьбу фаворита Петра Первого, который после смерти своего великого покровителя не справился со стремлением вмешиваться в государственные дела и с собственной алчностью.
В результате придворных интриг блестящий царедворец, выходец из низов общества, сумевший подняться к самой вершине, был с нее низвергнут, и оказался в ссылке вместе со своей семьей на русском Севере.

На картине изображен об…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  19 фев 2024

Александр Бубнов - картина «Утро на Куликовом поле»

Великая Отечественная война была тяжелым испытанием для страны. В начале боевых действий немцы стремительно наступали, советские солдаты утрачивали веру в победу.
А к 1945 году государство понесло огромные человеческие потери, в демографии зияла огромная кровоточащая рана.
Именно поэтому в тот период были так важны произведения, поднимающие боевой дух народа, утверждающие русскую силу и непобедимость.

Полотно Александра Бубнова стало именно таким жизнеутверждающим напоминанием. В качестве осн…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  23 фев 2024

Морозов Александр Иванович - картина "Выход из церкви в Пскове"

Жанровый живописец Александр Морозов — сын бывшего дворового, художника И.М. Морозова — обучался в Императорской Академии художеств в качестве вольнослушателя с 1852 года. Студент класса исторической живописи Алексея Маркова, в 1863 году он участвовал в так называемом Бунте четырнадцати, вместе с другими выпускниками протестуя против косности традиционной образовательной системы и устаревших порядков. Его участники организовали первое в России независимое творческое объединение — Санкт-Петербург…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  27 мая 2024