В фондах Государственного музея истории религии хранится несколько работ Сергея Дмитриевича Милорадовича. Живописец конца XIX -начала XX вв. работал в основном над сюжетами из истории русской церкви, воспроизводил наиболее значимые события прошлого. События связанные с церковным расколом XVII в. безусловно относятся к таковым и не прошли мимо внимания художника. Одной из целого ряда произведений на эту тему стала картина «Путешествие протопопа Аввакума по Сибири» (1898 г.).
***
Протопоп Аввакум Петров родился в 1621 году под Нижним Новгородом, в год, когда туда была направлена несостоявшаяся царская невеста Мария Хлопова.
Поскольку Аввакум считал себя обличителем людских недостатков и пороков, то использовал для этих целей любой удобный случай. Эта роль стала для него со временем насущной потребностью и едва ли не главной чертой характера.
В конце 1653 г., после того как царь Алексей Михайлович уговорил патриарха Никона не совершать постриг над протопопом Аввакумом, тот был направлен в ссылку в Сибирь.
Его отвели в Сибирский приказ и отдали дьяку Третьяку Башману, в обязанности которого входила отправка опального священника из Москвы в Тобольск.
Из Москвы Аввакум выехал вместе с семьей: женой Настасьей Марковной и детьми, двумя сыновьями: Иваном, Прокопом и дочерью Аграфеной. В дороге у них родилась ещё одна дочь.
Сам Аввакум сообщает: «До Тобольска три тысячи верст, недель с тринадцать волокли телегами и водою, и санями половину пути».
В 1656 г. патриарху Никону стало известно о совершаемых в Тобольске «обличениях» Аввакума и он приказывает перевести его сперва на Лену, а затем в Даурию, куда непреклонный протопоп и выехал из Тобольска со всей семьей.
***
В июне 1655 г. ссыльные на лодках с казаками отправляются в путь. Однако до Якутского острога Аввакуму доехать было не суждено — в дороге его нагнал новый указ: отправляться в составе экспедиции воеводы Афанасия Пашкова в Даурию.
Даурия — это Забайкалье и Приамурье, нынешние Бурятия, Забайкальский край и Амурская область. Задачей экспедиции было покорение этих земель и окончательное установление там русского владычества.
Официально Аввакум должен был исполнять роль полкового священника и одновременно проповедника православия среди завоёванных туземных народов.
В июле 1656 г. экспедиция Пашкова численностью 500 человек на 40 лодках двинулась из Енисейска в Даурию. Поход был сопряжён со всевозможными лишениями и опасностями. Приходилось переносить и холод, и голод, подвергаться нападениям туземцев и диких зверей, тонуть в лодках и падать с утёсов.
Ко всему добавилась и крайняя жестокость руководителя похода воеводы Пашкова.
Он лично избивал протопопа и кулаками, и кнутом.
Заковывал Аввакума в кандалы и тому приходилось в оковах плестись по забайкальским горам. На стоянках в острогах то и дело бросали протопопа в темницу — без одежды, на соломе, без еды. Терпели лишения и домочадцы протопопа. Маленькие сыновья Иван и Прокопий вместе с отцом тянули за лямку, как бурлаки, лодку, а зимой, как собачки, нарты.
Жена протопопа за руки тянула малолетних дочек Аграфену и Акулину. А ведь протопопица была к тому же беременна!
На второй год «путешествия» летом 1658 г., когда экспедиция проникла вглубь Даурии, начался страшный голод. В семье протопопа умирают двое сыновей — ещё грудной Корнилий и второй только что родившийся.
Проведя два года вблизи китайской границы, оставшиеся в живых казаки повернули назад.
В начале весны 1660 г. пять недель ехали по льду замёрзших рек и озёр.
В это время состоялся знаменитый диалог протопопа с его верной супругой Анастасией Марковной.
«На меня, бедная, пеняет, говоря: „Долго ли мука сея, протопоп, будет?“
И я говорю: „Марковна, до самыя смерти!“.
Она же, вздохня, отвещала: „Добро, Петрович, ино ещё побредём“…».
Именно этот момент запечатлел
С. Д. Милорадович на своём полотне.
На картине Анастасия Марковна сжимает в руках клетку с чёрной курочкой. Это не фантазия художника, а одно из трогательных воспоминаний самого протопопа.
«Курочка у нас чёрненька была, по два яичка на день приносила робятам на пищу, Божиим повелением нужде нашей помогая. Божие творение, нас кормила, а сама с нами кашку сосновую из котла тут же клевала, или и рыбки прилучится, и рыбку клевала, а нам против того по два яичка на день давала. На нарте едучи, в то время задавил её грешным делом. И нынеча мне жаль курочки той, как на разум прийдёт».
В июне 1663 г. протопоп прибыл в Тобольск, где его ждал указ о возвращении в Москву. Закончились семь лет мучительного «путешествия» Аввакума по Сибири.
Думалось, что теперь уже самое страшное позади. Но оказалось, что это только преддверие будущих пустозерских страданий.
***
Протопоп Аввакум, наряду с патриархом Никоном, пожалуй самый знаменитый участник церковной реформы XVII в.
Ревностный борец за наведение порядка в богослужении и церковной жизни, протопоп Аввакум не поддержал саму реформу и стал яростным её противником.
Подвергся гонениям, 14 лет сидел в земляной яме на хлебе и воде, и был сожжён заживо в Пустозерске в 1682 году.