На днях студент-журналист, пишущая для молодежного медиахолдинга, попросила меня дать комментарии на тему зависимости от социальных сетей.
Отвечая на ее вопросы о том, почему возникает желание транслировать свою жизнь, я говорила, что в основе такого желания лежат две из пяти базовых психологических потребностей человека: быть признанным/замеченным и быть любимым/одобренным. А еще о том, что за последние 15 лет мы стали богаче на всевозможные гаджеты и технические инструменты коммуникации, но мы стали беднее на живое человеческое общение. И о том, что мессенджеров и аккаунтов в соцсетях у нас становится все больше, а «живых» и «теплых» людей рядом с нами все меньше. И о том, что мы все чаще подглядываем в замочную скважину соцсетей за другими и приглашаем подглядывать за собой, но мы все реже приглашаем других в свой дом и в свою реальную жизнь…
А сегодня этот же вопрос задала мне мама, дочь которой «поселилась» в телефоне и бесконечных «сторис» и перестала «выходить» на контакт в реальном пространстве.
У французского философа Жюля де Готье есть любопытная теория боваризма, которую он подарил нам в 1892 году. Она про синдром мадам Бовари, про «особое свойство человека мыслить не тем, что он есть». Это когда грезы и фантазии смешиваются с реальностью до такой степени, что уже невозможно их четко разграничить. Этот синдром назван в честь Эммы Бовари, героини романа Гюстава Флобера, которая так стремилась к вымышленному и идеализированному представлению о любви и любимом человеке, живущем лишь в ее фантазиях, что отреклась от себя, мужа, детей, семьи и… своей жизни.
Под синдром мадам Бовари прячется та разрушительная модель поведения, при которой человека преследует недовольство собой, собственной жизнью и навязчивые мысли о том, что он должен выглядеть, чувствовать и поступать не так, как он выглядит, чувствует и поступает в реальности. Люди с этим синдромом всеми силами поддерживают придуманные ими или навязанные кем-то образы и иллюзии, страдают от «хронической аффективной неудовлетворенности» и порой не могут отличить реальность от фантазии.
К чему приводит боваризм? К идеализации, склонности к драматизму, ощущению внутренней пустоты, к тревожно-депрессивной симптоматике и весьма печальным последствиям.
Готье писал:"Воображение — это единственное оружие в битве с реальностью". И так сложно порой отказаться от этих иллюзий и встретиться с реальностью, что мы все глубже погружаемся в вымышленный мир виртуальный.
Я не считаю социальные сети абсолютным злом, но вспоминаю слова, которые приписывают Парацельсу: «Всё — яд и всё — лекарство; то и другое определяет доза…»…
Клинический психолог