«Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом, неверен и во многом»
Евангелие от Луки глава 16, стихи с 10 по 15.
Человек, который допускает некие мелкие погрешности, постепенно придет и к большим погрешностям.
И наоборот, человек, который начинает с малого быть дисциплинированным, сосредоточенным, поступать по совести — он придет и к великим добродетелям.
И порок развивается постепенно, то есть по ступенечкам.
Слово «ступень» происходит от церковнославянского «степень».
Так вот постепенно — это «по ступенечкам», то есть наше падение совершается по ступенечкам, не сразу человек становится великим преступником, грешником. Сначала он разрешил нечто себе, потом немного расслабился, немного поленился. Так, путем маленьких отступлений, маленьких падений, человек доходит до великих и страшных падений, до великих и страшных преступлений.
Точно так же и в добродетели: шаг за шагом, человек входя из силы в силу, достигает великих добродетелей, начав с чего-то совсем маленького.
" … с малого пренебрежения советом, наставлением, происходит великое нерадение, великие падения".
В рассказе о тайной вечере говорится, что Иуда обмакнул в солило вместе со Спасителем. Господь говорит о предателе: омочивый со Мной руку в солило, тот Меня предаст."
Что это значит? Иуда дерзнул опустить руку в солонку вместе со Спасителем.
Это знак неуважения, непочтения, дерзости.
Есть определенные правила субординации, этикета, когда человек внутренне начинает разрушаться, он проявляет себя в таких, казалось бы, мелочах, но эта дерзость, это неблагоговение, неуважение привели к великому предательству.
Поэтому не будем пренебрегать малыми грехами, будем сразу их исправлять, пока они еще малые, каяться в них, плакать о малых погрешностях.
Но не будем пренебрегать и малыми добродетелями.
Будем делать маленькие хорошие поступки, маленькие хорошие привычки будем в себе хранить, взращивать, они обязательно приведут нас ко многим радостям духовным.
«…Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?» То есть, если в земном богатстве, в земных делах человек не был тщательным, аккуратным, бережливым, то кто доверит ему истинное богатство, то есть богатство духовное.
«И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам, либо одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне»
Маммона — это древний идол, иногда это слово пишется с большой буквы, потому что это имя некого божка, языческого идола, который приносит богатство. Это такая корневая, стержневая проблема человечества: чему служить — Богу или деньгам, Богу или страстям, Богу или фальшивым ценностям.