Жил-был один мужчина, у которого «все было сложно». Причём сложно со всеми, везде и всегда. Наверное, он был неплохим человеком, но у него было стойкое убеждение о том, что он должен выводить людей на «чистую воду». «Срывать с них маски», как он сказал.
Не знаю, сам он себе такую миссию придумал или что-то такое произошло в его прошлом, с чем он справился с этим вот таким чудным образом, но к 35 годам у него не было друзей, он часто менял места работы, а близкие стремились к общению с ним на безопасном расстоянии. В общем, жил-был злой, одинокий и несчастный мужчина.
Вы знаете, в нашем обществе не принято выходить на улицу голым. Мы прикрываем тело одеждой и от этого чувствуем себя защищенными. И, в зависимости от того, куда, когда и с кем мы идем, одежду мы выбираем для себя разную. Например, для того, чтобы прогуляться по лесу, мы наденем кроссовки и удобные джинсы, в офис — деловой костюм, а на вечеринку с друзьями- что-то легкое и, быть может, даже весьма «откровенное». Вот и с нашим Я все тоже самое — выходя в мир других людей, мы прикрываем его разными масками, как тело одеждой, чтобы чувствовать себя защищенным. Что это за маски? Например, маска «хорошего работника», в которой мы «входим в положение» и работаем во внеурочное время; «доброго соседа», который не стучит по батареям на громкую музыку среди ночи; «приятного человека», который посочувствует и поддержит любой разговор; «веселого парня», «женщины-вамп» и т. д. Мы не являемся такими, но становимся в тот момент, когда надеваем на себя соответствующую социальную маску.
Мне жаль, что никто не объяснил мужчине-«правдорубу» раньше, что срывать чужие маски — это такая разновидность хамства. Мне грустно, что никто не рассказал ему прежде, что даже заглядывать под чужие маски без приглашения — дело дурное и ничем хорошим не заканчивается. Мне печально, что за столько лет он так и не понял, что под своими масками люди часто скрывают от всего мира и даже от себя самого, то, что они будут отчаянно защищать до последней капельки крови: свою искалеченную или кем-то поломанную душу.
А еще я подумала, что за нездоровым стремлением разоблачать всех вокруг, срывая с зазевавшихся их маски, может стоять неосознаваемое желание сбросить свою собственную опостылевшую маску, которую мужчина нацепил однажды, чтобы прикрыть ею как броней свою раненную душу, а она взяла и приросла к нему на столько лет…
Клинический психолог