Я знала одну женщину, жизнь которой была похожа на горку надкусанных конфет из детского новогоднего подарка. Женщину, у которой все было, кроме ощущения счастья и удовлетворения. Женщину, которая все искала и искала «себя» … и вкус, который ее порадует, и никак никак не находила.
А когда ей исполнилось 40, она, глядя на пустую жизненную коробку, гору раскиданных фантиков и жалкие остатки надкусанных конфет, вдруг бросила все и переехала в глухую деревню, подальше от цивилизации и поближе «к земле». И вы знаете, она впервые во взрослом возрасте она почувствовала себя абсолютно счастливой.
В 1930 году Фрейд пишет работу «Неудобства культуры», в которой есть потрясающая метафора: «Человек — как Бог на протезах». Она о том, что повинуясь пульсациям тревоги, мы создаем себе «протезы» шерсти в виде одежды, когтей и зубов в виде средств защиты и нападения. Вместо силы мускулов — двигатели и моторы; «протезами» ног становятся автомобили, велосипеды, поезда и самолеты. Очки, микроскопы и телескопы корректируют наше зрение, становясь «протезами» глаз и делая видимым невидимое. «Протезами» памяти становятся фото и видеокамеры. «Протезами» слуха- телефоны. Человек, рожденный слабым и несовершенным, писал Фрейд, становится сильным и величественным, когда употребляет все эти свои достижения, он становится «Богом на протезах». И чем более совершенными становятся наши «протезы», тем менее счастливыми мы себя почему-то чувствуем.
Культура, основанная на научных достижениях, дает нам комфорт, величие и почти всемогущество, но она (прав был Фрейд) неудобна. Мы почти перестали общаться «вживую»: вместо человеческого общения теперь «чат-боты», вместо походов в магазины и рестораны — доставка, вместо рабочего коллектива или студенческого братства — «дистанционка» и «удаленка». Вот они «протезы», которые, сделав нас сильнее и совершеннее, что-то важное вытеснили из нашей жизни. «Протезирование» культурой не проходит без боли, да и швы реальности порой расходятся то тут, то там.
Границы нашего Я подвижны и неустойчивы, они легко смещаются, когда мы присваиваем себе какой-нибудь объект желания и через этот объект испытываем любовь к самому себе. Встреча с внешним миром сопровождается неудовольствием, которое учит нас отделять внешнее от внутреннего и стремиться к дальнейшему развитию Я. Избегая этих встреч, мы лишаем себя такой возможности — становясь сильнее и совершеннее, мы становимся все менее счастливыми. Парадокс…
Клинический психолог