Рабочий день подходил к концу, я смаковала свой перерыв и мысленно вертела в руках стеклянный шарик почти прошедшего сегодня, наполненного человеческими судьбами. Мысли лениво сбивались в комья, словно старая диванная набивка, и где-то на самой окраине тишины раздался стук каблучков. «Добрый вечер», — поприветствовала я молодую женщину, которая несколько минут спустя скажет мне, что она бесконечно устала быть кем-то, но не собой.
Представьте, что вы — актер, и вам предстоит сыграть на сцене театра несколько ролей, но неизвестно когда. И на всякий случай вы сразу надеваете много разных костюмов, чтобы быстро перевоплощаться. Один костюм на другой, а на него третий, четвертый … и вот такой многослойной капустой вы выходите на сцену. Вам неудобно, душно, тяжело, везде давит и вы думаете только о том, как вовремя сбросить один костюм, потом опять умудриться натянуть его если что, да ничего не перепутать.
Звучит странно, да? А порой в жизни так и происходит. Молодая женщина рассказала мне, как, едва открыв глаза, она впопыхах натягивает на себя костюм «хорошей мамы» со списком из миллиона утренних дел. Сверху костюм «хорошей жены» со всеми его «обязана»: мыть, прибираться, готовить, соответствовать и т. д. Каждое утро она звонит маме в костюме «хорошей дочери» со всеми пристегнутыми к нему «делай/не делаю так» «будь/не будь такой…». На работе она в костюме «хорошего работника», а где-то под ним еще есть костюмы «лучшей подруги», «соседки», «невестки»…И так день за днем.
Я спросила молодую женщину о том, что будет, если она не станет напяливать на себя все эти костюмы? Куда она направит свою жизненную энергию, если отпадет необходимость следить за их своевременной сменой и соответствием роли? Я предложила примерять молодой женщине невесомый «костюм свободного выбора» и рассказать как она себя чувствует, когда на ней ничего лишнего и чуждого — только она и ее свободный выбор. А значит, все силы и мысли можно направить не на бесконечную смену и соответствие костюмам, а на искреннее проживание себя в разных ролях. Я спросила о том, как ей без всех этих «должна/обязана/надо»: непривычно хорошо или привычно дискомфортно? И каково это — ощущать себя настоящей?
«Страшно», — ответила мне молодая женщина. «А вдруг без костюма я не смогу войти в роль? А вдруг меня осмеют и больше пустят в свой «театр»?". Я смотрела на молодую женщину, осторожно складывающую в свою сумку «костюм выбора», который оказался ей впору и очень к лицу, и думала о том, что наши социальные роли порой защищают нас от самих себя, хоть мы порой и здорово устаем от этих «костюмов». А еще я подумала о костюме выбора в сумочке молодой женщины, который она забирает с собой: она теперь знает, что он у нее есть, а надевать его на себя или просто носить с собой — решать только ей. О чем-то не думать- это тоже думать, а ничего не делать — это тоже делать, помните?
Клинический психолог