Внутри каждого из нас есть особая кладовая, в которой хранятся тончайшие сосуды, наполненные нашими репрезентациями (представлениями, восприятиями или образами). И у одних в этих сосудах под крышечку налито принятие, достижения, гордость и самодостаточность, у других- нелюбовь, злые слова, кусочки плохости, дольки самобичевания и ледяные кубики ненужности.
Репрезентации — это те создаваемые нами образы, которые состоят из суммы удовлетворений, удовольствий, наших переживаний, качеств и свойств зафиксированных в нашей памяти. Они позволяют нам фантазировать об отсутствующем объекте, прокладывая путь для того важного процесса, который мы называем ментализацией. С чего начинается формирование нашего психического аппарата? С репрезентации материнского объекта.
Все дело в том, психический аппарат младенца до 6 месяцев настолько слаб и несовершенен, что он не способен воспринимать такую разную в своих проявлениях мать целиком. И в этот период ребенок выстраивает свои отношения не с матерью, а с частями своей матери (грудь, руки, губы, глаза и т. д), контактируя с ними по-отдельности. И если эта часть мамы, зовущаяся «частичным материнским объектом» приносит удовольствие и снижает уровень тревоги, то в психике ребенка формируется фантазия об этом объекте как «хорошем». А если наоборот, то объект становится «плохим». И хорошие приятные переживания (когда ребенок сыт, спокоен, ему тепло и безопасно) детская психика присваивает себе, встраивая все это в свою структуру, формируя и укрепляя свое Эго. А все плохое (вместе с негативными переживаниями, агрессией и страхом) проецирует во внешний мир, снижая напряжение и справляясь таким образом с тревогой.
Теория формирования «хорошего» и «плохого» внутреннего объекта принадлежит Мелани Кляйн, британскому психоаналитику. И согласно этой теории, когда приходит время, разные части материнского объекта собираются в психике ребенка в одно целое: он научается соединять свои порой весьма противоположные чувства к своей матери (от любви до ненависти), выходит из собственного расщепления и обретает навык присваивать себе свои негативные чувства, принимать их амбивалентность… и себя разным.
Но иногда что-то идет не так. И репрезентант «хорошей» матери формируется слабым и недостаточным, в отличии от репрезентанта матери «плохой». Например, если мама была эмоциональна холодной, болела, много работала, перепоручала малыша няням и бабушкам. И тогда у ребенка появляется дыра в ткани объектных отношений с матерью, и, соответствующая ей дыра в его собственной психической ткани. Там, где должно быть соткано крепкое полотно самоценности, нужности и значимости, оно получается рваным и «недотканным». Где-то в пространстве нашего Я остается то место, в котором нет ничего, кроме холодной пустоты. И чем старше мы становимся, тем больше эта пустота поглощает нашу жизненную энергию, отбирает силу и стирает негативом то, что было уже построено в нашем психическом пространстве. Тут и ключ к патологическому нарциссизму и непринятию себя и хромающей на обе ноги самооценки на фоне того, что все в жизни хорошо.
Можно ли это компенсировать и поправить? Можно. Укрепляя свои «внутренние объекты» через любовь, принятие и самоценность и через работу с «хорошими» репрезентантами. Вот так…
Клинический психолог