Алексей Корзухин — характерный представитель жанровой живописи Товарищества передвижников.
В 1858 году художник поступил в Императорскую Академию художеств и через три года был награжден малой золотой медалью. После этого ему предстояло конкурировать за право получения большой золотой медали и пенсионерскую поездку.
Но в 1863 году Корзухин вместе со своими товарищами примкнул к «Бунту четырнадцати» и был выпущен из Академии со званием художника второй степени. В 1870 году Корзухин стал членом-учредителем ТПХВ.
«Перед исповедью» — одно из наиболее известных произведений художника на тему церковного быта. По свидетельству художника Аполлинария Горавского, Корзухин работал над картиной целых три года и до ее окончания никому не показывал, создавая вокруг произведения тайну.
На картине изображен интерьер Никольского военно-морского собора в Санкт-Петербурге. Художник выразительно передал несколько примечательных типажей церковных прихожан своего времени.
Бабушка строго наставляет внука, вероятно, идущего на исповедь впервые.
Гордая дама в черном платье с аристократическим чувством собственного достоинства строго смотрит на деревенских мальчишек.
Молодая девушка в зеленом платке молится перед иконой. По контрасту с ее образом метко передан облик полной старухи в белом чепце, чинно восседающей на табурете.
В русской православной церкви было не принято сидеть прихожанам, но богатая женщина считает, что имеет на это полное право. Все персонажи, детали одежды и интерьера собора написаны художником с особой внимательностью, в мельчайших подробностях.
Современники высоко оценили произведение. Художественный критик Владимир Стасов, советуя Третьякову приобрести картину, писал, что «Исповедь в церкви» полна «великолепно выраженных женских, детских и старушечьих типов, с разнообразными душевными оттенками», а художник Аполлинарий Горавский отмечал непревзойденную наблюдательность живописца, «простоту, благородство и правду» произведения.
В 1878 году картина «Перед исповедью» была представлена на Всемирной выставке в Париже. По свидетельству Стасова, работа привлекла внимание иностранных ценителей искусства.
«Про „Исповедь“ г. Корзухина Пехт говорит, что тут представлено, как матери приготавливают к церковному таинству маленьких детей и что „их характеры здесь уже очень рано высказываются“. Манц тоже хвалит эту картину и называет ее „любопытной“», — писал художественный критик.
Картина неоднократно варьировалась художником. Первоначальный вариант с несколько измененными персонажами и композицией, исполненный в 1876 году, хранится в Тверской областной картинной галерее.