Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

А.И.Корзухин -картина «Перед исповедью»

Алексей Корзухин — характерный представитель жанровой живописи Товарищества передвижников.
В 1858 году художник поступил в Императорскую Академию художеств и через три года был награжден малой золотой медалью. После этого ему предстояло конкурировать за право получения большой золотой медали и пенсионерскую поездку.
Но в 1863 году Корзухин вместе со своими товарищами примкнул к «Бунту четырнадцати» и был выпущен из Академии со званием художника второй степени. В 1870 году Корзухин стал членом-учредителем ТПХВ.

«Перед исповедью» — одно из наиболее известных произведений художника на тему церковного быта. По свидетельству художника Аполлинария Горавского, Корзухин работал над картиной целых три года и до ее окончания никому не показывал, создавая вокруг произведения тайну.
На картине изображен интерьер Никольского военно-морского собора в Санкт-Петербурге. Художник выразительно передал несколько примечательных типажей церковных прихожан своего времени.

Бабушка строго наставляет внука, вероятно, идущего на исповедь впервые.
Гордая дама в черном платье с аристократическим чувством собственного достоинства строго смотрит на деревенских мальчишек.
Молодая девушка в зеленом платке молится перед иконой. По контрасту с ее образом метко передан облик полной старухи в белом чепце, чинно восседающей на табурете.

В русской православной церкви было не принято сидеть прихожанам, но богатая женщина считает, что имеет на это полное право. Все персонажи, детали одежды и интерьера собора написаны художником с особой внимательностью, в мельчайших подробностях.

Современники высоко оценили произведение. Художественный критик Владимир Стасов, советуя Третьякову приобрести картину, писал, что «Исповедь в церкви» полна «великолепно выраженных женских, детских и старушечьих типов, с разнообразными душевными оттенками», а художник Аполлинарий Горавский отмечал непревзойденную наблюдательность живописца, «простоту, благородство и правду» произведения.

В 1878 году картина «Перед исповедью» была представлена на Всемирной выставке в Париже. По свидетельству Стасова, работа привлекла внимание иностранных ценителей искусства.

«Про „Исповедь“ г. Корзухина Пехт говорит, что тут представлено, как матери приготавливают к церковному таинству маленьких детей и что „их характеры здесь уже очень рано высказываются“. Манц тоже хвалит эту картину и называет ее „любопытной“», — писал художественный критик.

Картина неоднократно варьировалась художником. Первоначальный вариант с несколько измененными персонажами и композицией, исполненный в 1876 году, хранится в Тверской областной картинной галерее.

Опубликовала    30 окт 2024
14 комментариев

Похожие цитаты

К.П. Брюллов - картина "Гадающая Светлана"

Картина «Гадающая Светлана» написана Карлом Павловичем Брюлловым в 1836 году и является его единственным законченным произведением на русскю тему.
Сюжет картины взят из баллады Жуковского «Светлана».

Путешествуя зимой 1836 года из Константинополя в Петербург, живописец задержался в Москве в гостях у писателя Алексея Перовского. Его приезд пришёлся на канун Рождества, и Карл Павлович имел возможность воочию наблюдать за святочными гаданиями, проводившимися в доме друга.

В качестве сюжета Брюлл…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  13 янв 2024

Валерий Якоби - картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»

В начале 1870-х годов Якоби приступает к работе над серией картин на сюжеты из русской истории ХVIII столетия — «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Волынский в заседании кабинет-министров» (1875), «Ледяной дом» (1878), «Первое торжественное собрание Академии художеств (28-го июня 1865 г.)» (1889).

Художник не только обращается к истории ХVIII века, но и стилизует свой живописный язык под рококо «галантного столетия».

Стилизации в духе рококо, весьма популярные в оформлении интер…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2024

Николай Николаевич Ге - картина «Голгофа»

Картина «Голгофа», стала одной из последних работ Николая Ге. Автор постарался вложить в своё произведение глубокий нравственный смысл.

В центре картины — Христос и два разбойника.

Истерзанный человек маленького роста (подчёркнуто ниже стоящих по обе стороны разбойников), в грязновато-лиловом рубище, слишком широком для его тщедушного тела, и со всклокоченными волосами (впоследствии отчего-то особо возмущавшими публику) стоит «посредине мира», зажмурив глаза и отчаянно стискивая руками голову…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  03 мая 2024