Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Владимир Маковский - картина «Оптимист и пессимист»

Немногие из нас могут с первого взгляда на незнакомого человека с уверенностью сказать оптимист он или пессимист. Тем более удивительным представляется мастерство Владимира Егоровича Маковского, который умел создать на полотне персонажа, по внешнему облику которого, по мелким, но точно найденным деталям, по выражению лица, позе, взгляду зритель сразу понимал характер, темперамент, особенности мировосприятия этого героя.

Жанрово-бытовая живопись, в которой Маковский был особенно силён, предоставляла ему широчайшие возможности для психологического портрета. Его картины — крошечные эпизоды из повседневной жизни, мимо которых мы проходим, не замечая. Но мгновенье, остановленное и зафиксированное на полотне настоящим мастером, заставляет вглядеться в персонажей, задуматься, вникнуть в их характер, прочувствовать их эмоции.

Безрадостный пейзаж
Два немолодых человека сидят на скамейке, стоящей где-то вдалеке от домов и оживлённых улиц. Возможно, это место предназначено для гуляния и отдыха горожан. Возможно, оно выглядит привлекательно в тёплое время года. Но на картине не то осень, не то ранняя весна.

Обнажённые молодые деревца качают голыми ветвями на фоне безрадостного серого, затянутого плотным слоем дождевых облаков неба. На голой земле лежат жёлтые, красные и бурые листочки. Кое-где видна зелёная травка, но рядом с ними — островки белого снега. За фигурами персонажей словно через лёгкую дымку видны очертания домов, заборы, церковные купола. Пейзаж, окружающий героев поистине безрадостен и уныл.

Оптимист
Однако это не мешает мужчине в светло-сером сюртуке сохранять хорошее расположение духа. Художник изобразил своего оптимиста сидящим на лавочке прямо, уверенно. Он смотрит на зрителя прищуренными глазами и слегка улыбается. В уголке его рта зажита папироска.

Обе руки старик положил на рукоять трости. В его позе чувствуется динамика, внутренняя энергия. Кажется, он в любой момент готов встать и отправиться по своим делам.

Внешний вид мужчины вовсе не благообразен, он не кажется человеком обеспеченным, живущем в достатке. К его седой бороде и выбивающимся из-под шапки волосам давно не прикасалась рука парикмахера. Да и сама шапка никак не гармонирует с белой рубашкой, галстуком-бабочкой и чёрным жилетом.

Сюртук небрежно застёгнут на одну пуговицу, брюки лоснятся на коленях, к ножке лавочки старик прислонил плетёную из лыка торбу, уже старую, с дырами, с торчащими во все стороны полосками лыка. Сумка ветхая и рваная, но она чем-то плотно набита. Возможно, в этом и заключается источник хорошего настроения героя. Кажется, перед нами бывший чиновник, ещё сохранивший привычки прошлой жизни, но уже не придающий им значения.

Пессимист
Его сосед по скамейке, по всей видимости, находится в таком же положении. Его одежда изобличает в нём чиновника, а небритость, ощущение неухоженности в облике говорят о том, что его лучшие дни позади. Он сидит, нарочито развернувшись спиной к излучающему оптимизм соседу.

В отличие от него, принявшего свой образ жизни и научившегося получать от неё удовольствие, «пессимист» не видит в своём существовании ничего радостного. Весь его облик (склонённая голова, опущенные плечи, грустный взгляд поверх сползшего пенсне) излучает уныние.

Детали
Интересно, что «пессимист» одет в чёрное пальто, в то время как «оптимист» своё пальто снял и положил на спинку скамейки. Он словно ждёт тепла и солнца, а «пессимист» готовится к худшему.

Ещё одна деталь — стопка книг возле грустного, задумчивого мужчины. Зачем Маковский счёл необходимым добавить её? Это отсылка к известному изречению Соломона «Во многой мудрости много печали, и умножающий знание, умножает скорбь»?

Или художник показал, что ответ на свои вопросы человек может найти в книгах? Или этой деталью усугубил одиночество своего персонажа, намекнув, что, кроме книг, ему не с кем общаться?

Опубликовала    25 сен 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

Николай Николаевич Ге - картина «Голгофа»

Картина «Голгофа», стала одной из последних работ Николая Ге. Автор постарался вложить в своё произведение глубокий нравственный смысл.

В центре картины — Христос и два разбойника.

Истерзанный человек маленького роста (подчёркнуто ниже стоящих по обе стороны разбойников), в грязновато-лиловом рубище, слишком широком для его тщедушного тела, и со всклокоченными волосами (впоследствии отчего-то особо возмущавшими публику) стоит «посредине мира», зажмурив глаза и отчаянно стискивая руками голову…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  03 мая 2024

Иван Августович Вельц - картина "Листопад", 1905 год

Иван (Иоганн-Александр) Августович Вельц (1866, Самарская губерния — 1926, Ленинград) — российский и советский пейзажист австрийского происхождения, живописец и график.
В 1885 году будущий живописец поступил в Императорскую Академию художеств (ИАХ), где обучался в классе пейзажной живописи Михаила Константиновича Клодта (1832−1902).
Важно отметить, что Иван Августович также сотрудничал с Товариществом передвижных художественных выставок (ТПХВ). В своем творчестве он умело использовал находки и…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  21 сен 2024

Василий Поленов - картина«Золотая осень», 1893 год

Полотно было создано Поленовым в 1893 году, через три года после того, как он поселился в усадьбе «Борок», расположенной на Оке, у деревни Бёхово.

На картине художник изобразил вид на Оку в сентябре, в сторону Очковых гор. Многие деревья покрыты жёлтой осенней листвой. Вдали, в правой части полотна, видна белая церковь с колокольней.

Для организации пространственной композиции живописец использовал дугу, соответствующую изгибу реки.

В этом пейзаже чувствуется трансцендентность, размышления ху…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  24 сен 2024