Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Н.П.Богданов-Бельский - «У дверей школы»

Крестьянские дети и сельская школа — это любимая тема в произведениях русского художника Николая Петровича Богданова-Бельского.

Он всю свою жизнь не переставал рисовать детей, они были в основе его творчества, он всегда считал их смышлеными, бесхитростными и очень искренними.

Сам живописец «вышел из народа», сын бедной батрачки, но смог, благодаря трудолюбию, силе духа и «счастливой звезде» в виде учителя Рачинского, стать живописцем мирового уровня, работы которого до сих пор востребованы.

Картину «У дверей школы» можно назвать автобиографической для Богданова-Бельского. Возможно, когда-то вот так и сам мальчик Коля стоял на пороге класса сельской школы в селе Татево. Заметил его способности и помог в дальнейшей жизни Рачинский Сергей Александрович.

Это очень образованный человек своего времени, математик, ботаник, профессор, но самое главное — Педагог с большой буквы.

На личные средства он организовывал народные школы, чтобы простые крестьянские дети могли учиться грамоте, математике, церковно-славянскому письму и другим наукам. Но самое главное, дети учились доверию, взаимности и дружбе между учениками и учителями. Богданову-Бельскому повезло, он два года провел в школе Рачинского. И этот период навсегда оставил след в его жизни.

У него целая серия работ, посвященных школе и школьникам. Работа «У дверей школы» одна из таких. Мальчик, пришедший в школу, изображен художником со спины, лицом в класс.

Бросается в глаза совсем уж плохонькая одежда — рваный тулупчик, разбитые лапти, штаны как будто состоят из одних ниток — «дырка на дырке». За спиной дорожный мешок, через плечо торба, в руках палка-посох, можно предположить, что мальчик шел издалека. Возможно, пастушок или сирота, у которого тяга к знаниям пересилила страх перед неизвестным.

Но сейчас, когда осталось сделать еще один шаг, он остановился в нерешительности. Что там, как встретят, не зря ли он проделал такой путь? Светлый класс начальной сельской школы, на стене географическая карта, репродукция картины, иконы в углу, школьная доска, за партами ученики, лица которых обращены к нежданному посетителю.

Все это для мальчика — храм науки, осталось только набраться храбрости и переступить порог. Но робость и стеснение своей бедной одежды одолевает. Вот и учитель повернулся и смотрит на паренька. Кто такой, кто отвлекает от урока?

Нам верится, что у крестьянского паренька достаточно желания прикоснуться к этому неизведанному миру, научиться читать книжки, также как эти ребята в классе, научиться видеть на карте города и реки, стать частью этой атмосферы, именуемой школой Рачинского. И он сделает тот шаг.

Рассматривая картину «У дверей школы» появляется надежда, что у этого мальчика всё сложится также хорошо, как в свое время у Богданова-Бельского.
Художник всегда верил в талант и даровитость простых русских людей, а особенно детей, которых любил всем сердцем, восхищался и в своих работах смог передать эти чувства.

Опубликовала    02 сен 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

К.П. Брюллов - картина "Гадающая Светлана"

Картина «Гадающая Светлана» написана Карлом Павловичем Брюлловым в 1836 году и является его единственным законченным произведением на русскю тему.
Сюжет картины взят из баллады Жуковского «Светлана».

Путешествуя зимой 1836 года из Константинополя в Петербург, живописец задержался в Москве в гостях у писателя Алексея Перовского. Его приезд пришёлся на канун Рождества, и Карл Павлович имел возможность воочию наблюдать за святочными гаданиями, проводившимися в доме друга.

В качестве сюжета Брюлл…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  13 янв 2024

Валерий Якоби - картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»

В начале 1870-х годов Якоби приступает к работе над серией картин на сюжеты из русской истории ХVIII столетия — «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Волынский в заседании кабинет-министров» (1875), «Ледяной дом» (1878), «Первое торжественное собрание Академии художеств (28-го июня 1865 г.)» (1889).

Художник не только обращается к истории ХVIII века, но и стилизует свой живописный язык под рококо «галантного столетия».

Стилизации в духе рококо, весьма популярные в оформлении интер…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2024

Николай Николаевич Ге - картина «Голгофа»

Картина «Голгофа», стала одной из последних работ Николая Ге. Автор постарался вложить в своё произведение глубокий нравственный смысл.

В центре картины — Христос и два разбойника.

Истерзанный человек маленького роста (подчёркнуто ниже стоящих по обе стороны разбойников), в грязновато-лиловом рубище, слишком широком для его тщедушного тела, и со всклокоченными волосами (впоследствии отчего-то особо возмущавшими публику) стоит «посредине мира», зажмурив глаза и отчаянно стискивая руками голову…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  03 мая 2024