1945 год, только что закончилась война. А.А. Пластов в своем творчестве возвращается к теме мирного труда колхозников, передавая в своих полотнах чувства радости, душевного подъема и оптимизма.
Летняя страда. Перед нами на краю поля расположились на обед седой белобородый старик и трое ребятишек.
Дед сидит справа, на нем синие полинявшие рубашка и штаны, старенькое коричневое пальтишко накинуто на плечи. На ногах растоптанные ботинки, обутые на портянки. Натруженные руки с набухшими венами бережно держат ломоть черного хлеба и деревянную ложку. Маленькая черная собачка с бежевой грудкой около него терпеливо ждет своей доли.
Рядом с ним стоит на коленях подросток в белой просторной рубахе. Он жадно пьет воду из большого зелено-рыжего глиняного кувшина, крепко держа его худощавыми руками. У него выгоревшие светлые волосы, скулы четко выделяются на обветренном загорелом лице.
Слева сидит маленькая девочка, одетая в черненькую курточку и красную юбку. Две тугие темно-каштановые косички, завязанные синей ленточкой, выглядывают из-под белого платочка. Она аккуратно подносит ко рту ложку.
За ней расположился еще один мальчик чуть постарше. На фоне желто-зеленой рубашки золотистыми бликами играют отросшие рыжие волосы. Нежный румянец лежит на детских щеках. Все едят очень сосредоточенно и молча.
После еды им снова предстоит тяжелая работа — надо сжать хлеб на краю поля, где не могут пройти жатки на лошадях. Работают они серпами и косой, которые на время обеда воткнули в копну, стоящую рядом сними. Грабли аккуратно лежат рядом. Ни одного зернышка не должно пропасть, поэтому упавшие колоски бережно собраны в ведро, стоящее справа.
Неяркий колорит картины. Основной цвет — спокойные золотистые, медово-желтые, бледно-соломенные оттенки больших стогов и убранного поля. На этом фоне выделяются цветовые пятна, на которых делает акцент художник: жизнерадостный красный, чистый белый и веселый желтый в изображении детей, мудрый синий и спокойный коричневый в одежде старика.
На заднем плане до самого горизонта тянутся уже скошенные поля. Подводы, запряженные лошадьми, подвозят снопы к огромным желто-рыжим стогам. Справа полоса еще несжатого хлеба, тяжелые колосья наклонились к земле.
По высокому голубому небу плывут легкие пушистые облака. И, конечно же, множество мелких подробностей, придающих живость полотну: голубые васильки в соломе, зеленые пузатые огурцы, синяя кружка, янтарный отблеск деревянной ложки.
Поражает реальность изображения.
Это настоящий гимн труду, стойкости людей, недаром это полотно вместе с картиной «Сенокос» было удостоено в 1946 году Сталинской премии.