Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Н.Рерих - картина "Пантелеймон-целитель"

Для каждого художника тема произведения неотделима от исторического времени, когда оно создается.
Подчас спокойное, будто застывшее, оно требует от художника эмоционально ярких произведений.

Бывает и наоборот. Трагедийность переживаемых страной событий (войны, эпидемии, природные катаклизмы) заставляет художников обратиться к вечным ценностям, воспевая мир, гармонию, любовь.
Именно эти чувства (включая потребность привести в искусство сильных духом героев) заставили Николая Рериха обратиться к образу святого Пантелеймона (в переводе с греческого — всемилостивый).

К этой теме художник обращался дважды.
Картина из Третьяковской галереи — первый вариант, второй, хранящийся в музее Николая Рериха в Нью-Йорке, был создан в 1931 году.

Казненный в 305 году нашей эры, лечивший всех страждущих безвозмездно, Пантелеймон на иконах обычно изображался молодым.
На картине Рериха он — убеленный сединами старец, собирающий лечебные цветы и травы.

Полотно не воспринимается безмятежным: суровость природы подчеркнута драматически написанным небом, где облака уподоблены «плавучему каравану», так целенаправленно движутся они слева направо, подгоняемые взглядом зрителя.

Выбор темы был не случаен для художника. Трагические будни Первой мировой войны требовали, по мнению художника, высоких образцов для подражания. Симптоматично, что героем картины становится не святой воин, а мудрый старец-целитель.

Собственно, такого целителя, человека зрелого возраста, Вахрамея Семеновича Артамонова, Рерих встретил на Алтае в 1926 году, когда тот стал проводником художника и его семьи во время их Центрально-Азиатского путешествия.
В своем дневнике художник оставил теплые слова об этом незаурядном человеке: «Он … знает и руды, знает и пчелок, а главное и заветное — знает он травки и цветики. … И не только знает, как и где растут цветики и где затаились коренья, но он любит их и любуется ими. И до самой седой бороды, набрав целый ворох многоцветных трав, он просветляется ликом. И гладит их, и ласково приговаривает об их полезности».

Опубликовала    13 авг 2024
1 комментарий

Похожие цитаты

К.П. Брюллов - картина "Гадающая Светлана"

Картина «Гадающая Светлана» написана Карлом Павловичем Брюлловым в 1836 году и является его единственным законченным произведением на русскю тему.
Сюжет картины взят из баллады Жуковского «Светлана».

Путешествуя зимой 1836 года из Константинополя в Петербург, живописец задержался в Москве в гостях у писателя Алексея Перовского. Его приезд пришёлся на канун Рождества, и Карл Павлович имел возможность воочию наблюдать за святочными гаданиями, проводившимися в доме друга.

В качестве сюжета Брюлл…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  13 янв 2024

Валерий Якоби - картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»

В начале 1870-х годов Якоби приступает к работе над серией картин на сюжеты из русской истории ХVIII столетия — «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Волынский в заседании кабинет-министров» (1875), «Ледяной дом» (1878), «Первое торжественное собрание Академии художеств (28-го июня 1865 г.)» (1889).

Художник не только обращается к истории ХVIII века, но и стилизует свой живописный язык под рококо «галантного столетия».

Стилизации в духе рококо, весьма популярные в оформлении интер…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2024

Николай Николаевич Ге - картина «Голгофа»

Картина «Голгофа», стала одной из последних работ Николая Ге. Автор постарался вложить в своё произведение глубокий нравственный смысл.

В центре картины — Христос и два разбойника.

Истерзанный человек маленького роста (подчёркнуто ниже стоящих по обе стороны разбойников), в грязновато-лиловом рубище, слишком широком для его тщедушного тела, и со всклокоченными волосами (впоследствии отчего-то особо возмущавшими публику) стоит «посредине мира», зажмурив глаза и отчаянно стискивая руками голову…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  03 мая 2024