Я часто вижу людей, которые будто застряли в детстве и преданно чего-то ждут: «маму» с работы; доброго «папу»; когда мир станет к ним справедливее; когда их станут любить всем сердцем или хотя бы перед ними извинятся. Ждут, когда их заметят, когда заступятся, когда обнимут и станет тепло, когда простят или попросят прощения, когда пожалеют о содеянном и о сказанных в их адрес словах. Они смотрят с надеждой на дверь своей жизни с замиранием и надеждой о том, что кто-то придет и удовлетворит их потребности. Дверь открывается, а за ней снова не то, снова не те и снова не так…
У Хайнца Когута, американского психоаналитика, есть теория, которую часто называют теорией самости. И согласно этой теории, наша здоровая самость (которая про высокую самооценку, зрелую независимость, незыблемую систему идеалов и ценностей и уверенность в себе) начинает развиваться при адекватном удовлетворении трех потребностей: потребности быть отраженным; потребности в идеализации и потребности быть похожим на других. Расскажу.
1. Потребность быть отраженным (или по-другому потребность в восхищении). Если в детстве эта потребность не была удовлетворена: ребенком не гордились, не восхищались либо и вовсе не замечали, то, став взрослым, человек будет испытывать дефициты, связанные с признанием его «хорошести» и станет стремиться «накормить» эту голодную потребность в примитивной форме: искать одобрения и похвалы, принятия и понимания.
2. Потребность в идеализации. Каждый человек в детстве должен иметь хотя бы одну «сильную и умную» фигуру взрослого (реального или книжного героя) для идентификации с ним. Если этого не случается, то «опция» силы/героизма/ума остается недоразвитой, и человек навсегда застревает в неуверенности в своих силах и возможностях.
3. Потребность быть похожим на других. Для ребенка важно быть уверенным в том, что он похож на других, что он сопричастен к: семье, группе, народу, коллективу. Ему важно знать, что он не изгой и не «белая ворона». И если эта потребность (в силу разных причин) не была удовлетворена, то, став взрослым, такой человек не чувствует себя принадлежащим обществу. Он считает себя непринятым, странным, отдельным — «не от мира сего»
Хорошая новость заключается в том, что вы уже выросли. И вместо того, чтобы ждать кого-то, кто придет и восполнит ваши детские дефициты, почти все недополученное можно дать себе самому, осознав эту нехватку и собственные возможности. Нельзя идти вперед с головой повернутой назад. Сложно это, да и незачем, если честно…
клинический психолог