Эрик Берн, основатель транзактного анализа, полагал, что структура психики «собирается» на трех этажах нашей личности, которые он назвал: Родитель, Взрослый и Ребенок. И наше Эго на каждом из этих этажей проявляется неодинаково: мы по-разному мыслим, по-разному себя чувствуем и ведем себя совсем по-разному, находясь в Эго-состоянии Ребенка, Родителя или Взрослого.
«Нижний этаж» нашей психики — это «Ребенок». В этом Эго-состоянии, которое еще называется архаическим, хранится наш эмоциональный детский опыт, наши воспоминания, большинство из которых недоступны сознанию, наши чувства, наши жизненные ресурсы, наша энергия, различные стратегии, которые позволили нам выжить и жить вместе с родителями и другими людьми, и все то, что когда-либо нас травмировало. Когда мы находимся в этом Эго-состоянии, мы думаем, чувствуем и даже ведем себя по-детски. И этот «Детский этаж» разделен на две части. Первая его часть — это зона Свободного ребенка, в которой живет наше творчество и наша спонтанность. И если мы пребываем в этой зоне, то мы смеемся, когда нам весело и плачем, когда грустно — мы выражаем все наши чувства, потребности и желания свободным и естественным для себя способом. И иногда, пребывая в этом Эго-состоянии, мы учитываем чувства окружающих, но чаще — нет. Эта часть отвечает за переживание наслаждения, вкус жизни, радость бытия и не боится смерти. Она побуждает нас действовать всякий раз так, чтобы это самое наслаждение как-нибудь получить: через питание или секс, профессиональную деятельность или хобби, алкоголь или разные аддикции.
Вторая часть «детского» этажа- это Адаптивный ребенок. Или приспосабливающийся. Жизнь — штука непростая, и чтобы выжить, надо много к чему приспособиться. И, находясь в «Адаптивном» ребенке мы приспосабливаемся и делаем не то, что мы хотим, а то, что от нас ждут другие люди. Мы прячем истинные чувства, которые не приветствуются, заменяя их фальшивыми и одобряемыми. Или бунтуем и поступаем вопреки, если природа наделила нас достаточной для бунта энергией. И порой этот процесс так нас захватывает, что бунт становится важнее результата, а состояние «Бунтующего Ребенка» становится ведущим по жизни. Здесь хранятся наши детские травмы, нереализованные желания и несбывшиеся мечты и паттерны нашего поведения. И именно этой частью мы ведем разные психологические игры, стараясь воспроизвести ситуации прошлого в настоящем. Именно тут хранятся те грабли, которые мы повсюду таскаем с собой.
Второй этаж — это Взрослое Эго-состояние. Этот этаж похож на большой офис. Тут принимаются важные решения, анализируется и раскладывается на логику информация. Тут царит рациональность, расчет, цифры и… деньги.
Ну и третий этаж — это Эго-состояние Родителя. И этот этаж похож на склад, где хранятся правила, традиции, наставления и опыт нашей семьи и всех тех, кто принимал участие в нашем воспитании. В том числе, телевизор и интернет. И тут вперемешку лежат и ценные знания, и то, что навязано, и то, что давным-давно устарело, и то, что откровенно для нас не полезно. Тут хранится тысячи «нет» и «нельзя», которые были нам адресованы; выражения недовольства на лицах важных для нас людей, их восхищение и гордость, а также целые сундуки с чувством вины и стыда. На бесконечных стеллажах там расставлены разноцветные коробочки с «Помни, сынок/доченька…», «Никогда не …», «Хорошие мальчики/девочки не…», и разными «делай» и «не делай». Мы обнаруживаем себя на этом этаже, если хотим избежать опасности, угроз и неприятностей, потому что хранящиеся там записи нужны нам как для выживания.
Каждый из нас состоит из трех этажей личности: внутренний Родитель, внутренний Ребенок и внутренний Взрослый. И у каждого из нас есть тот этаж, на котором мы проводим времени больше. Но иногда я встречаю людей у которых один из этих этажей… необитаем. Не заходят они на него, понимаете? Или пробегают по нему с закрытыми глазами, не задерживаясь …
Клинический психолог