В переулках и тупиках нашей психики прячутся отголоски наших по-разному отточенных способов жить. В транзактном анализе они зовутся адаптациями, и их шесть: три адаптации для выживания и три для одобрения.
Адаптации для одобрения формируются как ответная реакция ребенка на один из трех стилей родительского воспитания: гиперконтроль, акцент на достижения и чрезмерное одобрение ребенка за то, что он радует родителей и умеет вести себя в соответствии с их ожиданиями. Мы выстраиваем адаптации для одобрения на основании родительского принятия, непринятия, поощрения или отрицания наших проявлений.
Например, если родители всегда и везде контролируют своего малыша, воспитывая его в ключе «Делай так, как я сказал (а), и никак иначе», то ребенок научается воспринимать отношения как противодействие. Он начинает бороться за удовлетворение своих потребностей, бунтуя, становясь упрямым, несговорчивым и выбирая стратегию: «Или будет по-моему, или я сделаю так, чтобы и вы не получили то, что хотите». В результате этой борьбы в период от 1,5 до 3 лет формируется адаптация Игривый Бунтарь (Пассивно-Агрессивная адаптация), которая является ответом на ту психосоциальную проблему, которую Эриксон назвал борьбой «автономии против стыда и сомнения». Жизнь человека с такой адаптацией напоминает борьбу за право быть самим собой и делать то, что хочется. А главным принципом становится действие наперекор и вопреки, что очень часто мешает осознавать, чего человек хочет на самом деле.
Мы все хотим гордиться своими детьми. Но если родители начинают приравнивать личность ребенка к его достижениям и успехам, они обрекают его на бесконечный поиск чьего-то одобрением и пожизненное ожидание чьей-нибудь оценки себя или своего действия. Родительский акцент на успехах и достижениях, похвала только за совершенные действия или выполненные поручения формирует адаптацию Ответственный Работоголик (Обсессивно-Компульсивная). Это когда человек пытается удовлетворить свои потребности, стремясь сделать все идеально и доказывая насколько он хорош. Эта адаптация перфекционистов формируется в период от 3 до 6 лет на стыке двух психосоциальных проблем по Эриксону: «автономия против стыда и сомнения» и «инициатива против вины». Для Ответственного Работоголика любая работа — это своеобразная попытка избежать позора и вины от неодобрения значимых («родительских») фигур. И если у них что-то не получается, они решают, что недостаточно старались.
Когда родители ожидают, что ребенок станет радовать в любой ситуации и транслируют эти свои ожидания в любой форме, да еще подкрепляют это одобрением, их ребенок приобретает
эмоциональную реактивность и обаяние, становится чрезмерно реагирующим (от минуса к плюсу и наоборот) и излишне все драматизирует в стремлении получить то, что он хочет. В результате такого стиля воспитания рождается адаптация Чрезмерно реагирующего Энтузиаста (Истероидная адаптация), в которой ребенок пытается удовлетворить свои потребности, находясь в центре внимания и развлекая других. Эта адаптация формируется в период от 3 до 6 лет в конце эдиповой фазы, когда решается проблема разделения фантазий и объективной реальности. Люди с такой адаптацией рано понимают, что получают больше всего одобрения за то, что они милые, веселые и очаровательные, и во имя этого они часто действуют импульсивно и спонтанно, удовлетворяя ожидания других.
У каждого человека есть, как минимум, одна адаптация для выживания и одна адаптация для одобрения, но бывают и их комбинации. И одни люди чаще проявляются адаптациями для выживания, а другие- адаптациями для для одобрения.
Мы не помним событий и нюансов своих ранних родительско-детских отношений, но эти события и нюансы помнят нас, проявляясь в способах жить и наших адаптациях…
Клинический психолог