Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Виктор Васнецов - "Сын Божий. Слово Божье"

Автор работал над росписями во Владимирском соборе в Киеве с 1885 по 1896 г. Это самое значительное его монументально-декоративное произведение, сам художник считал эту работу главным делом всей своей жизни.

Художник соединяет два сюжета: Христос во славе и видение Иезекииля (Тетраморф).

Неоднократно В.М. Васнецов прибегал к религиозной тематике в своих работах. Картина «Единородный Сын Слово Божие» представлена была им как эскиз для одноименной фрески во Владимирском соборе.

На центральной ее части художник нарисовал Иисуса Христа в образе Эммануила. Он одет в белые одежды — в таких одеждах Он изображался в раннехристианской и византийской иконографии.

В руках у Сына Божия — большой крест и развернутый свиток. Спаситель изображен спокойным, но предельно серьезным. Его глаза не смотрят на зрителя, взгляд их отведен в сторону.
В этом заключается отличие от иконы.

Вокруг фигуры Христа мы видим изображение Тетраморфа — образа, заимствованного из видения пророка Иезекииля.
Так, пророку было дано видение крылатого Существа с четырьмя ликами: человека, льва, быка и орла.

В Откровении Иоанна Богослова тетраморф представлен в образе отдельных Четырёх апокалиптических существ, которые являются стражами четырёх углов Трона Господа и четырёх пределов рая.
Позднее эти животные были истолкованы как символы четырёх евангелистов, и термин «тетраморф» стал применяться в христианской иконографии. Подобное распределение существ между евангелистами устоялось не сразу — сначала в христианском богословии с конца II века, а с IV века и в христианском искусстве. Как символы евангелистов эти образы закрепились в богословии с Иеронима, а начиная с VII века его трактовка их становится обязательной на христианском Западе.

Традиционная «латинская система» соответствия животных и евангелистов была утверждена на Руси как единственно правильная лишь на Большом Московском соборе в 1666 году. Указом Святейшего Синода от 1722 года, изображать евангелистов с их именованием в виде существ тетраморфа запрещено и их изображение сохранилось только в старообрядческой традиции.

Картина пронизана идеей победы Иисуса Христа над неминуемой смертью. Идя за ним, каждый сможет принять эту неизбежность.

Цветовая гамма художника очень нежная и воздушная, отражающая небесную голубизну. Белые одеяния Христа делают его фигуру буквально светящейся, а почти симметричная композиция фиксирует внимание смотрящего на его лице. Священные животные Тетраморфа выполнены в мягких, жемчужных цветах.

Автор использовал преимущественно белые и голубые тона — символ духовной чистоты, надежды, веры. Здесь видно множество самых разных оттенков — от цвета морской волны, до сиренево-синего. Акцент на белом цвете не случаен — он часто использовался в живописи модерна как символ чистоты.

Рядом со Спасителем изображены облака, переливающимися оттенками жемчужно-синего цвета. Кроме нимба над Иисусом, автор показал за ним белый круг, как образ солнца, света, спасения мира. Основная сюжетная линия показана на переднем плане, а задний план является лишь дополнением Божественного Образа Слова Божия.

Опубликовала    24 июл 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

К.П. Брюллов - картина "Гадающая Светлана"

Картина «Гадающая Светлана» написана Карлом Павловичем Брюлловым в 1836 году и является его единственным законченным произведением на русскю тему.
Сюжет картины взят из баллады Жуковского «Светлана».

Путешествуя зимой 1836 года из Константинополя в Петербург, живописец задержался в Москве в гостях у писателя Алексея Перовского. Его приезд пришёлся на канун Рождества, и Карл Павлович имел возможность воочию наблюдать за святочными гаданиями, проводившимися в доме друга.

В качестве сюжета Брюлл…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  13 янв 2024

Валерий Якоби - картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»

В начале 1870-х годов Якоби приступает к работе над серией картин на сюжеты из русской истории ХVIII столетия — «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Волынский в заседании кабинет-министров» (1875), «Ледяной дом» (1878), «Первое торжественное собрание Академии художеств (28-го июня 1865 г.)» (1889).

Художник не только обращается к истории ХVIII века, но и стилизует свой живописный язык под рококо «галантного столетия».

Стилизации в духе рококо, весьма популярные в оформлении интер…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2024

Николай Николаевич Ге - картина «Голгофа»

Картина «Голгофа», стала одной из последних работ Николая Ге. Автор постарался вложить в своё произведение глубокий нравственный смысл.

В центре картины — Христос и два разбойника.

Истерзанный человек маленького роста (подчёркнуто ниже стоящих по обе стороны разбойников), в грязновато-лиловом рубище, слишком широком для его тщедушного тела, и со всклокоченными волосами (впоследствии отчего-то особо возмущавшими публику) стоит «посредине мира», зажмурив глаза и отчаянно стискивая руками голову…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  03 мая 2024