Украшение храма для В. Васнецова было постижением ценностей Христианства.
Тщательно готовясь к предстоящему труду, художник совершил путешествие в Италию, где познакомился с памятниками византийского искусства.
Затем, уже в Киеве, куда переехал из Москвы в 1885 году, он изучал мозаики и фрески Софийского собора и Михайловского Златоверхого монастыря.
Основная идея иконографической программы храма, разработанной А.В. Праховым, состояла в осмыслении религиозной истории России, ее включенности через Византию во всемирную историю культуры.
Главное внимание было сосредоточено не только на разработке сюжетов, связанных с крещением князя Владимира и Руси, но и на создании галереи образов русских святых — канонизированных деятелей Древней Руси, подвижников русского православия.
Композиция «Радость праведных о Господе. Преддверие рая» описывает людей перед воротами рая, однако выходит за рамки традиционной византийской иконографии, являясь своеобразным религиозно-философским осмыслением изображения Рая.
Описание
Перед зрителем разворачивается величественная картина: на фоне храма с золотыми куполами, изображенными на заднем плане, перед нами предстают образы трех ангелов с распростертыми крыльями в священническом облачении с посохами в руках.
Огромные печальные глаза, напоминающие образы прерафаэлитов, сочетание золотого, белого и небесно-голубого цвета — своеобразная реплика византийских мозаичных росписей свидетельствуют об эстетических и духовных поисках автора, который с одной стороны разрушает традиционные рамки канона, а с другой — стремиться переосмыслить искусство Византии, вписав его в современность.
Удивительные лики святых и лица грешных людей с восторгом наблюдают за торжеством Ангелов.
В картине мы наблюдаем особый динамизм: все пребывает в каком-то движении, летит и клубится, образуя спиралевидное кручение, усиливая эффект погружения в мир вечного блаженства. Благодаря игре света и теней, каждое лицо буквально светится и ликует, излучая счастье и умиротворение. Художник использует здесь характерный художественный прием — умение сочетать строгость с лиризмом и живописностью.
Художнику пришлось решать в стенописях одну из главных задач церковной живописи: найти верное соотношение конкретного и идеального.
Он соединил реалистически трактованные объемные фигуры с фоном, данным в условной манере русских миниатюр, а также поместил все изображения в орнаментально-ковровую оправу. Общий колорит росписей, построенный на радостных мягких и теплых тонах, позволил достичь гармонического единства.
Критика
Храмовую живопись Виктора Васнецова специалисты по искусству приняли неоднозначно: образы критиковали как за попытку приспособиться под вкусы официальных заказчиков, так и за ломку церковного канона, отчего фрески из посредников между миром людей и божественным превращаются в обыкновенные красивые картинки. Однако в журнале «Мир искусства» писали о храмовом монументальном ансамбле: «Это выдержанное цельное творение, в котором чувствуется живой порыв и большое декоративное чутье».