Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Виктор Васнецов - «Радость праведных о Господе. Преддверие рая»

Украшение храма для В. Васнецова было постижением ценностей Христианства.
Тщательно готовясь к предстоящему труду, художник совершил путешествие в Италию, где познакомился с памятниками византийского искусства.
Затем, уже в Киеве, куда переехал из Москвы в 1885 году, он изучал мозаики и фрески Софийского собора и Михайловского Златоверхого монастыря.

Основная идея иконографической программы храма, разработанной А.В. Праховым, состояла в осмыслении религиозной истории России, ее включенности через Византию во всемирную историю культуры.
Главное внимание было сосредоточено не только на разработке сюжетов, связанных с крещением князя Владимира и Руси, но и на создании галереи образов русских святых — канонизированных деятелей Древней Руси, подвижников русского православия.

Композиция «Радость праведных о Господе. Преддверие рая» описывает людей перед воротами рая, однако выходит за рамки традиционной византийской иконографии, являясь своеобразным религиозно-философским осмыслением изображения Рая.

Описание

Перед зрителем разворачивается величественная картина: на фоне храма с золотыми куполами, изображенными на заднем плане, перед нами предстают образы трех ангелов с распростертыми крыльями в священническом облачении с посохами в руках.
Огромные печальные глаза, напоминающие образы прерафаэлитов, сочетание золотого, белого и небесно-голубого цвета — своеобразная реплика византийских мозаичных росписей свидетельствуют об эстетических и духовных поисках автора, который с одной стороны разрушает традиционные рамки канона, а с другой — стремиться переосмыслить искусство Византии, вписав его в современность.

Удивительные лики святых и лица грешных людей с восторгом наблюдают за торжеством Ангелов.

В картине мы наблюдаем особый динамизм: все пребывает в каком-то движении, летит и клубится, образуя спиралевидное кручение, усиливая эффект погружения в мир вечного блаженства. Благодаря игре света и теней, каждое лицо буквально светится и ликует, излучая счастье и умиротворение. Художник использует здесь характерный художественный прием — умение сочетать строгость с лиризмом и живописностью.

Художнику пришлось решать в стенописях одну из главных задач церковной живописи: найти верное соотношение конкретного и идеального.
Он соединил реалистически трактованные объемные фигуры с фоном, данным в условной манере русских миниатюр, а также поместил все изображения в орнаментально-ковровую оправу. Общий колорит росписей, построенный на радостных мягких и теплых тонах, позволил достичь гармонического единства.

Критика

Храмовую живопись Виктора Васнецова специалисты по искусству приняли неоднозначно: образы критиковали как за попытку приспособиться под вкусы официальных заказчиков, так и за ломку церковного канона, отчего фрески из посредников между миром людей и божественным превращаются в обыкновенные красивые картинки. Однако в журнале «Мир искусства» писали о храмовом монументальном ансамбле: «Это выдержанное цельное творение, в котором чувствуется живой порыв и большое декоративное чутье».

Опубликовала    23 июл 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

Василий Максимов - картина "Всё в прошлом"

В творческом наследии Василия Максимова картина «Все в прошлом» принадлежит к числу его самых задушевных произведений.
Перед нами образ старой дивной помещичьей России с ее размеренным укладом жизни, тихими думами о былом, долгими разговорами с близкими людьми о прошедшем, тающем в романтической дымке воспоминаний.

На заднем плане художник изображает старый барский дом — свидетель жизни старой барыни, которая давно уже не живет в полуразвалившейся усадьбе, окна которой заколочены, — дом тихо д…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  21 фев 2024

Валерий Якоби - картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»

В начале 1870-х годов Якоби приступает к работе над серией картин на сюжеты из русской истории ХVIII столетия — «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Волынский в заседании кабинет-министров» (1875), «Ледяной дом» (1878), «Первое торжественное собрание Академии художеств (28-го июня 1865 г.)» (1889).

Художник не только обращается к истории ХVIII века, но и стилизует свой живописный язык под рококо «галантного столетия».

Стилизации в духе рококо, весьма популярные в оформлении интер…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2024

Николай Николаевич Ге - картина «Голгофа»

Картина «Голгофа», стала одной из последних работ Николая Ге. Автор постарался вложить в своё произведение глубокий нравственный смысл.

В центре картины — Христос и два разбойника.

Истерзанный человек маленького роста (подчёркнуто ниже стоящих по обе стороны разбойников), в грязновато-лиловом рубище, слишком широком для его тщедушного тела, и со всклокоченными волосами (впоследствии отчего-то особо возмущавшими публику) стоит «посредине мира», зажмурив глаза и отчаянно стискивая руками голову…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  03 мая 2024