Говорят, что душевные раны зашиваются ниткам осознанности…
Одна женщина сказала, мне, что она чувствует себя как наушники- запуталась. А еще она спросила у меня, как могло получиться, что сын все время ею манипулирует и ничего не хочет делать сам, тогда как она, мать, никогда не сидела сложа руки и всегда рассчитывала только на себя. Так бывает. Разное воспитание, разное детство, разные адаптации.
У каждого из нас есть, как минимум, одна адаптация для выживания и одна адаптация для одобрения. Сегодня я расскажу об адаптациях для выживания. Их три.
Адаптации для выживания формируются у нас в период с рождения и до 18 месяцев как реакция на мир, в котором наши базовые потребности не удовлетворялись должным образом. Это ответ на «ошибку со — настройки» со значимым взрослым. Например, когда ребенок плачет, а к нему не подходят. Или подходят, но не понимают, в чем его потребность: он хочет пить, а его начинают интенсивно «укачивать»; он испугался, а ему вместо того, чтобы взять на руки, суют в рот соску-пустышку. У него болит животик, а его пытаются накормить потому что «время пришло» или потому, что «плачет ведь». Это когда базовый конфликт «доверие против недоверия» разрешается в пользу последнего, и уверенность в том, что твои потребности будут удовлетворены разрушается. Адаптация для выживания- это про то, как ты можешь позаботиться о себе, когда ты… ничего не можешь.
Наши родители не совершенны, и это нормально. И воспитывали они нас не совершенным образом, а, как правило, с перекосом в одну из трех сторон: недостаток, непоследовательность или избыток эмпатии/родительского внимания. Характер ошибок или неточностей со-настройки «мать-дитя» и определяет то, какая именно адаптация для выживания сформируется у ребенка: Шизоидная (Творческий Мечтатель); Параноидная (Блестящий скептик) или Антисоциальная (Очаровательный Манипулятор).
Например, если родитель перегружен, неуверен в себе, находится в стрессовом состоянии или глух и нечувствителен к потребностям малыша, то формируется Шизоидная адаптация (Творческий-Мечтатель), в которой ребенок пытается сам удовлетворить свои потребности, уходя в мир фантазий из реального мира взаимодействий, и принимая решение, что ему «никто не нужен и он сам о себе позаботится… как только сможет».
Если внимания дается в избытке, и родители стремятся предвосхищать потребности ребенка, начиная делать что-то для него еще до того, как он осознает эту самую потребность, малыш научается ожидать от родителей (а позже и от других значимых фигур) постоянной стимуляции и удовлетворения своих потребностей без необходимости что-либо делать самому. А как только этого не происходит, ребенок начинает манипулировать окружающими, пытаясь удовлетворить свои
потребности любым возможным способом. Потому что в его системе координат прописалось: недодали- значит отобрали то, что по праву принадлежало ему. И он требует. И просит. И вымогает, стараясь получить это самое «свое». Так формируется Антисоциальная адаптация (Очаровательный Манипулятор).
А если родители непоследовательны в своем воспитании и взаимодействуют с малышом непредсказуемым для него образом: то любят и балуют, то отвергают и игнорируют при одном и том же его проявлении, ребенок тревожится и научается быть осторожным и подозрительным в своем стремлении получить положительный оклик на удовлетворение своих потребностей со стороны родителей и избежать отвержения. Ребенок научается контролировать себя и свое окружение, проявляя повышенную бдительность и привыкает никому не доверять. Так формируется Параноидная адаптация личности (Блистательный-Скептик)
Говорят, что квадрату меньше всего пришло бы в голову говорить о том, что все его углы равны — настолько это для него привычно и обыденно. Вот и с адаптациями для выживания все то же самое — это наш способ выживать. Уходя в себя (Творческий мечтатель), стремясь получить свое вопреки (Очаровательный Манипулятор) или все время находясь настороже, ожидая подвоха (Блестящий Скептик) мы просто живем свою жизнь, время от времени обнаруживая себя в одном и том же «квадратном» положении…
Клинический психолог