Картина была написана художником в 1901 году, во время поездки на Урал.
Своему другу-художнику Н. Хохрякову Аполлинарий писал: «Я всё-таки южанином в природе не буду и не изменю милому, тихому северу, располагающему своими пейзажами на размышления».
Уральская природа, её хвойные непроходимые леса, хребты, увалы — всё напоминало художнику его родной вятский край, — но всё было более величественно и грандиозно.
Перед нами скит, укрывшийся в глубоком дремучем лесу. Остроконечные верхушки темных елей вздымаются к небу. Они похожи на огромных могучих великанов, о чем-то перешёптывающихся друг с другом.
Освещенная последними лучами заходящего солнца поляна с цветущими травами представляет собой затейливый узор лесного ковра. На ней словно старый гриб-боровик стоит грубо срубленный скит.
Дверь его открыта и внутри зритель видит едва теплящийся огонек лампадки. На лесенке сидит одинокий старец, он совсем седой и вероятно он живет один в глубокой чаще леса, где его окружают только вековые деревья: сосны и ели. Лишь изредка пробежит дикий зверь или крик испуганной птицы нарушит лесную тишину. Впереди сруба мы видим поваленное дерево с вырванными корнями.
Здесь в лесной глуши вдали от людских глаз ежедневно совершается молитва, словно узелки на четках старик пересчитывает дни — все земное, суета века сего растаяла в легкой облачной дымке, каждый день — это тяжелый труд и молитва, которая не прекращается ни днем, ни ночью.
И размышление над пройденной жизнью, ожидание ее завершения и грядущей встречи со Христом.
Суровая природа аскетична, на картине художник передает ее могучую силу, созвучную духовному настроению отшельника. Старец погружен в молитву. Окружающий его лес создает своеобразный ритм, как бы вторя его словам.