Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Василий Поленов - картина "Бабушкин сад"

В картине «Бабушкин сад» Василий Поленов воспроизводит дом в усадьбе Николая Баумгартена, расположенный на углу Трубниковского и Дурновского переулков.
Дом выходил торцом во двор, изображенный художником в его знаменитой картине «Московский дворик» (1878).

Значительную роль в композиции «Бабушкиного сада» играет сохраняющая следы былой красоты архитектура ампирного усадебного дома.
С особым вниманием художник передает классические формы типичного московского особняка.

Костюмы двух женщин — темно-коричневый салоп и белый чепец XVIII века на старушке и розовое платье молодой особы, ее внучки, сшитое по моде второй половины 70-х годов XIX века, отражают время. Живший в этом доме князь Григорий Львов свидетельствовал в своих воспоминаниях: «Наш дом Юрьевой, потом Баумгартен, увековечен Поленовым… в его картине „Бабушкин сад“. Старушка — это Юрьева, а ведет ее под руку замужняя дочь ее Баумгартен…».
С поэтической силой утверждается в картине нерасторжимая связь эпох.
Восемнадцатое столетие продолжает существование в девятнадцатом с доживающими свой век старушками, уютными старинными особняками и тенистыми садами. Буйная растительность запущенного парка с вековыми деревьями и пробивающейся молодой порослью усиливает глубину созданных художником образов.
В итоге Поленов создает красивый и тонкий по живописи пейзаж-настроения.

Продолжая в «Бабушкином саде» тему единства человека и природы, художник наполняет пейзаж атмосферой лирической созерцательности, мелодией «грусти старинной», элегичностью.
Сам того не сознавая, он предвосхищает в нем поэтику мирискусников со свойственными им эстетизацией старины и восхищением «закатными красками» дворянской культуры.

Современники называли пейзажи Поленова конца 1870-х годов «тургеневскими». Созвучие «Бабушкиного сада» Поленова тургеневским мотивам в описании дворянских усадеб действительно поразительное.

Белоколонные барские дома с флигельками и мезонинами, старинные сады с липовыми аллеями, беседками и прудами, в которых сплетаются прошлое и настоящее, словно находят свое реальное воплощение в образе старинной русской усадьбы, изображенной Поленовым. Но сходство не ограничивалось только внешними чертами.
Оно основывалось на общих чертах их творчества.

Среди них — умение писателя и художника обнаружить «поэзию ежедневной жизни» в повседневности, внимание к «малейшей струе в море души» человека, которыми были отмечены их произведения.

Картина «Бабушкин сад» была представлена художником на 7-ой выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1879 году и получила массу положительных откликов прессы и зрителей.

Опубликовала    19 июл 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

К.П. Брюллов - картина "Гадающая Светлана"

Картина «Гадающая Светлана» написана Карлом Павловичем Брюлловым в 1836 году и является его единственным законченным произведением на русскю тему.
Сюжет картины взят из баллады Жуковского «Светлана».

Путешествуя зимой 1836 года из Константинополя в Петербург, живописец задержался в Москве в гостях у писателя Алексея Перовского. Его приезд пришёлся на канун Рождества, и Карл Павлович имел возможность воочию наблюдать за святочными гаданиями, проводившимися в доме друга.

В качестве сюжета Брюлл…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  13 янв 2024

Валерий Якоби - картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»

В начале 1870-х годов Якоби приступает к работе над серией картин на сюжеты из русской истории ХVIII столетия — «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Волынский в заседании кабинет-министров» (1875), «Ледяной дом» (1878), «Первое торжественное собрание Академии художеств (28-го июня 1865 г.)» (1889).

Художник не только обращается к истории ХVIII века, но и стилизует свой живописный язык под рококо «галантного столетия».

Стилизации в духе рококо, весьма популярные в оформлении интер…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2024

Николай Николаевич Ге - картина «Голгофа»

Картина «Голгофа», стала одной из последних работ Николая Ге. Автор постарался вложить в своё произведение глубокий нравственный смысл.

В центре картины — Христос и два разбойника.

Истерзанный человек маленького роста (подчёркнуто ниже стоящих по обе стороны разбойников), в грязновато-лиловом рубище, слишком широком для его тщедушного тела, и со всклокоченными волосами (впоследствии отчего-то особо возмущавшими публику) стоит «посредине мира», зажмурив глаза и отчаянно стискивая руками голову…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  03 мая 2024