В картине «Бабушкин сад» Василий Поленов воспроизводит дом в усадьбе Николая Баумгартена, расположенный на углу Трубниковского и Дурновского переулков.
Дом выходил торцом во двор, изображенный художником в его знаменитой картине «Московский дворик» (1878).
Значительную роль в композиции «Бабушкиного сада» играет сохраняющая следы былой красоты архитектура ампирного усадебного дома.
С особым вниманием художник передает классические формы типичного московского особняка.
Костюмы двух женщин — темно-коричневый салоп и белый чепец XVIII века на старушке и розовое платье молодой особы, ее внучки, сшитое по моде второй половины 70-х годов XIX века, отражают время. Живший в этом доме князь Григорий Львов свидетельствовал в своих воспоминаниях: «Наш дом Юрьевой, потом Баумгартен, увековечен Поленовым… в его картине „Бабушкин сад“. Старушка — это Юрьева, а ведет ее под руку замужняя дочь ее Баумгартен…».
С поэтической силой утверждается в картине нерасторжимая связь эпох.
Восемнадцатое столетие продолжает существование в девятнадцатом с доживающими свой век старушками, уютными старинными особняками и тенистыми садами. Буйная растительность запущенного парка с вековыми деревьями и пробивающейся молодой порослью усиливает глубину созданных художником образов.
В итоге Поленов создает красивый и тонкий по живописи пейзаж-настроения.
Продолжая в «Бабушкином саде» тему единства человека и природы, художник наполняет пейзаж атмосферой лирической созерцательности, мелодией «грусти старинной», элегичностью.
Сам того не сознавая, он предвосхищает в нем поэтику мирискусников со свойственными им эстетизацией старины и восхищением «закатными красками» дворянской культуры.
Современники называли пейзажи Поленова конца 1870-х годов «тургеневскими». Созвучие «Бабушкиного сада» Поленова тургеневским мотивам в описании дворянских усадеб действительно поразительное.
Белоколонные барские дома с флигельками и мезонинами, старинные сады с липовыми аллеями, беседками и прудами, в которых сплетаются прошлое и настоящее, словно находят свое реальное воплощение в образе старинной русской усадьбы, изображенной Поленовым. Но сходство не ограничивалось только внешними чертами.
Оно основывалось на общих чертах их творчества.
Среди них — умение писателя и художника обнаружить «поэзию ежедневной жизни» в повседневности, внимание к «малейшей струе в море души» человека, которыми были отмечены их произведения.
Картина «Бабушкин сад» была представлена художником на 7-ой выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1879 году и получила массу положительных откликов прессы и зрителей.