В картине «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» Николай Неврев изобразил сцену продажи крестьянской девушки.
За столом вальяжно расположились помещики — хозяева положения, которые в неторопливой беседе обсуждают сделку. В их позах нет напряжения или скованности, они ощущают себя свободно и естественно в роли вершителей судеб.
Иначе изображена сама крепостная — в глазах девушки застыли слезы, взгляд направлен в пустоту, руки в нервном жесте сложены на груди. Позади, ожидая исхода встречи, толпятся другие крестьяне.
Художник подробно изображает интерьер жилища помещика.
На стене расположены часы и барометр, на полках лежат стопки книг. Над столом висит картина на сюжет из античной мифологии «Суд Париса», рядом — подписанный портрет деятеля Французской революции Мирабо. Через детали Неврев создает портрет своего героя — помещика, который мнит себя просвещенным, оставаясь приверженцем устаревших крепостнических порядков.
Повествовательность в изображении интерьера у Неврева сочетается с вниманием к передаче эмоций. Сдержанное с точки зрения колорита, произведение обладает острой внутренней драматичностью: равнодушие и веселость помещиков противопоставлены смиренному отчаянию крепостных.
Название картины подчеркивает ее критическую направленность. Николай Неврев указывает, что подобный торг был возможен еще «в недавнем прошлом», а также характеризует происходящее как обыкновенный «крестьянский быт».
Чтобы обличить зло, художнику не нужно обращаться к сюжетам очевидной жестокости: его средством выразительности становится обыденность, рутинность, с которой происходит торговля живыми людьми.
Персонажи, обсуждающие покупку крепостной девушки, не поражают зрителя своим видом, не кажутся гротескными или пародийными. Они обычны, а потому их образы особенно красноречивы.
В 1860-е годы Неврев стал широко известен как автор жанровых картин на сюжеты из русского быта.
За картину «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» художник был награжден первой премией Общества любителей художеств.