Дом с мезонином похож на матрешку.
ОТРЕДАКТИРОВАЛ фото. Жаль, что не могу выложить 2 картинки сейчас, там все ПЯТЬ этажей (со двора)! Полноэтажные!
Считается одноэтажным, но на практике такие исторические здания в Москве могли иметь до пяти (!) этажей. Не верите? Тогда давайте поглядим и посчитаем!
Сначала почему в Первопрестольной стали появляться эти «карманные многоэтажки».
Начнем с банального. Что было главным строительным материалом в исторической Москве? Дерево. Что вызывало пожары? Дерево. Против чего власти боролись? Против дерева. Эта борьба являлась безнадежной. Кирпич входил в практику медленно, и «каменные» стены (в условиях средней России — во всех случаях кирпичные) стоили как чугунный мост.
В 1812 году две трети московских домов все еще были целиком из дерева. Каменные — с их перекрытиями, крышами и деревянными надворными постройками — тоже давали пищу для огня. Огненный смерч оставлял после себя в лучшем случае голые стены, а в худшем — груду кирпичей.
После пожара доля деревянных зданий… увеличилась! Ведь город восстанавливали наспех. Типичнейший «послепожарный» деревянный особняк выглядел так:
pastvu. com (к сожалению фото и ссылки вставлять нельзя, ну как обычно за последние 2,5 года.)
Да, это дом на Покровских воротах из предыдущей статьи. Раскроем подноготную таких домов!
Власти, как мы говорили, против дерева боролись, и внутри Бульварного кольца отныне разрешалось строить лишь из камня (то есть из кирпича). А за бульварами работало простое правило: деревянный дом может иметь только один этаж. Хочешь построить два или три этажа — будь добр, работай с кирпичом. Считалось, что хозяева больших домов для этого достаточно богаты.
Но… голь на выдумки хитра, а состоятельные люди — и того хитрее! Хотелось выстроить хоромы попросторнее, но подешевле, то есть из дерева. Для этого необходимо было сделать вид: «а у меня всего один этаж».
Так объясняется распространенность мезонина, который этажом не считался, но фактически им был. Однако это далеко не все.
Посмотрим фотографию того же дома с мезонином со двора и посчитаем:
pastvu. com
«Первый этаж» (опционально) — полуподвал с кирпичными стенами. В принципе, он предназначался для складов и технических помещений, но там можно было и жить. В XIX столетии население Москвы стремительно росло, полуподвалы стали сдавать бедным квартирантам (к концу века в этих условиях жило 8% москвичей). Полуподвальные квартиры были массовым явлением вплоть до 1960-х годов, люди оттуда с удовольствием переселялись в хрущевки.
«Второй этаж» — главный (и единственный официально существующий). Со стороны улицы устраивали анфиладу парадных помещений с очень высокими потолками, где хозяева принимали гостей. Со стороны двора, в жилых покоях, потолки были гораздо ниже. Почему?
«Третий этаж» — антресоли! Комнаты этого этажа (тоже жилые покои) — выходили лишь во двор. Таким образом, одному полноценному этажу на фасаде соответствовали два во дворе. Поскольку этажи считали по фасаду, это лазейка в законе позволяла строить выше, но из дерева.
«Четвертый этаж» — мезонин. Обычно там была одна (или не одна) большая комфортабельная комната. Как выглядел мезонин деревянного дома изнутри, можно посмотреть в музее Лермонтова на Малой Мочановке. Считается, что в этом светлом и просторном зале в юности жил Михаил Юрьевич.
«Пятый этаж» (опционально) — чердак. Над мезонином можно было устроить дополнительное помещение с окном, выходящим во двор. Жить здесь зимой невозможно, но летом… не исключено, что кто-то из жильцов мог поселиться и на чердаке.
Дом, в котором жил Лермонтов на Малой Молчановке.
Мы видим, что домик с мезонином пушкинской поры лишь с улицы казался маленьким. Хотя до пяти «этажей» доходили редко, чаще ограничивались тремя: главный, антресоли и мезонин. Каков же был социальный портрет его хозяев?
Хозяева на самом деле были богатыми. Это средней руки помещики или купцы, преуспевающие доктора, профессора и т. п. Иного рода публика вообще не владела домами в Москве, кроме самых окраин (цены на землю кусались).
Хозяйская семья могла жить в 1012 комнатах. Вокруг главного дома были жилые флигели для квартирантов и прислуги, а также хозяйственные постройки. Жильцов могли впустить и в главный дом, разбить его на несколько квартир или сдать полностью другой богатой семье. Доходные дома, построенные специально для сдачи в наем, в начале XIX века были большой редкостью в Москве: особняки справлялись с этой функцией.
К началу XX века многие сохранившиеся домики с мезонином были разделены на квартирки и целиком сданы малообеспеченным жильцам. Хозяева таких особняков стремились сами снять квартиру в доходном доме с удобствами — ваннами, электричеством, канализацией, центральным отоплением и даже лифтом.
Однако деревянные постройки появлялись вновь и вновь, ибо они были дешевы. Судя по плану Хотева, за Бульварным кольцом такие дома преобладали и в середине XIX века. Поленовский «Московский дворик» был написан в 1878 (!) году. Последние деревянные здания внутри Садового кольца построили в 1880-х. «Правило одного этажа» к этому времени было давно упразднено, но сохранялись ограничения по высоте зданий.
За Садовым кольцом деревянные дома разрешали строить и после 1890 года
Извините, за статью без исправлений, Вам будет проще найти эту статью в Дзене. Интересно же? там есть фото. И довольно интересные.
Попробуйте убрать пробелы из ссылки — может получится?
h t t p s: / / avatars.dzeninfra. ru / get-zen_doc /5231775/ pub _613d913588d59c30fdb39f49_613d915d88d59c30fdb3cc15/ scale_1200
все оказалось просто как божий день. Народ уходил от налогов. А москвичи удивляются почему (Полу)подвалы были жилыми. Многие их помнят, они были до 80 и дольше, сейчас я уже давно не встречал такие. Хотя некоторые дома с каменной кладкой и вторым этажом из бревен встречаются и поныне. Где-то в Сокольниках недавно видел такой