Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Василий Перов - картина "Странница в поле"

Василий Перов — художник, стоящий у истоков русского живописного реализма.

Вторая половина XIX века стала временем слома всего векового уклада русской жизни. Отмена крепостного права, активизация революционно-демократического движения, реформа образования, женская эмансипация, — все это всколыхнуло русское общество, вызвало бурные дискуссии в прессе.

Конечно, эта эпоха требовала искусства актуального, отвечающего насущным потребностям современности. Таким искусством и становится критический реализм. В 1870 году русские художники-реалисты объединились в Товарищество передвижных художественных выставок, и Перов был одним из инициаторов его создания.

Картина «Странница в поле» написана в 1879 году.

Именно передвижники в полной мере открывают крестьянскую тему в русской живописи.
Для русского искусства XVIII века крестьянин — редкий персонаж. В живописи первой половины XIX века интерес к крестьянскому миру связан с подъемом национального самосознания после победы над Наполеоном; для художников этой эпохи — Василия Тропинина, Алексея Венецианова — крестьянский мир светел и гармоничен, исполнен красоты и поэзии.
Передвижники, наоборот, изображали нищету, беспросветность крестьянской жизни, тяжесть крестьянского труда. Бедная одежда, загрубевшие руки странницы — все это должно вызвать сочувствие, заставить зрителя задуматься о тяжелой народной доле.

Перов изобразил не спящую, а мертвую крестьянку. Передний план картины вместе с неподвижно распростертым телом погружен в тень, а дальний план, наоборот, наполнен солнечным светом. Так задается тема жизни и смерти, вечно возрождающейся природы и конечности человеческой жизни.

Второе название картины — «На пути к вечному блаженству».
Передвижники часто давали своим картинам значимые, глубокие названия, чтобы яснее донести до зрителя смысл картины. Во многом это связано с влиянием литературы, которая становится в этот период главным видом искусства. И слово «путь» становится метафорой и жизни человека, и его духовного пути.
А икона, образующая смысловой центр картины, дает надежду на «вечное блаженство» — но только после смерти.

Опубликовала    30 июн 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

К.П. Брюллов - картина "Гадающая Светлана"

Картина «Гадающая Светлана» написана Карлом Павловичем Брюлловым в 1836 году и является его единственным законченным произведением на русскю тему.
Сюжет картины взят из баллады Жуковского «Светлана».

Путешествуя зимой 1836 года из Константинополя в Петербург, живописец задержался в Москве в гостях у писателя Алексея Перовского. Его приезд пришёлся на канун Рождества, и Карл Павлович имел возможность воочию наблюдать за святочными гаданиями, проводившимися в доме друга.

В качестве сюжета Брюлл…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  13 янв 2024

Валерий Якоби - картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»

В начале 1870-х годов Якоби приступает к работе над серией картин на сюжеты из русской истории ХVIII столетия — «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Волынский в заседании кабинет-министров» (1875), «Ледяной дом» (1878), «Первое торжественное собрание Академии художеств (28-го июня 1865 г.)» (1889).

Художник не только обращается к истории ХVIII века, но и стилизует свой живописный язык под рококо «галантного столетия».

Стилизации в духе рококо, весьма популярные в оформлении интер…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2024

Николай Николаевич Ге - картина «Голгофа»

Картина «Голгофа», стала одной из последних работ Николая Ге. Автор постарался вложить в своё произведение глубокий нравственный смысл.

В центре картины — Христос и два разбойника.

Истерзанный человек маленького роста (подчёркнуто ниже стоящих по обе стороны разбойников), в грязновато-лиловом рубище, слишком широком для его тщедушного тела, и со всклокоченными волосами (впоследствии отчего-то особо возмущавшими публику) стоит «посредине мира», зажмурив глаза и отчаянно стискивая руками голову…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  03 мая 2024