Василий Григорьевич Перов — выдающийся мастер 1860−1870-х, темой творчества которого стало обличение несовершенств современного общества.
В его живописи нашли отражение волновавшие российскую интеллигенцию судьбы «униженных и оскорбленных», жизни конкретных людей, их боль и страдания.
Объединившись в своем противостоянии «мраку» окружающей действительности, писатели и художники выступали с резкой критикой и страстным осуждением пороков человечества и несправедливости социального строя.
Полотно «Трапеза» представляет зрителю сцену монастырского обеда с роскошно накрытом столом, изобилующим разнообразными яствами.
Разворачивающаяся на глазах композиция словно иллюстрирует мерзость поведения и уродство сущности представленного духовенства.
В общем шуме вакханалии, происходящей на фоне распятого Христа, разрумянившиеся батюшки предаются земным утехам — пьянству и чревоугодию, в правой части картины один из сановников заискивает перед богатой барыней.
Устроенный в храме балаган, изображенный Перовым, выдает истинное лицо церкви того времени.
По выражению современника художника, Ф. М. Достоевского, «исчезли и стерлись границы добра и зла».
Гражданственность поэзии и живописи 1860−1870-х, в которых зачастую встречаются прямолинейность, едкая ирония, выраженная в общей бескрасочности и будничности повествования, воспринимается сегодня не как недостаток, а как особенность «художественной скорби» эпохи.
Неслучайно многие произведения художника не допускались до экспонирования на выставках и показа публике.