Яркую страницу в историю войны вписали советские плакаты военного времени.
Вместе с радио и газетами они являлись средствами агитации, формируя общественное мнение, создавая негативный образ врага, рождая необходимые для войны эмоции: гнев, ненависть, но также любовь к семье, которой угрожает враг, к родному дому, к Родине.
Одним из самых значимых плакатов в период ВОВ, известным до сих пор, был «Родина-Мать зовет!».
На нем черно-белое изображение женщины, облаченной в красную одежду, одна рука поднята вверх, в другой она держит лист бумаги «Военная присяга».
Позади женщины торчат штыки. Значение штыков в огромной силе страны, а присягу должен был принять каждый, кто отправлялся на фронт. Главной функцией плаката был призыв к защите своей страны и поднятие боевого духа.
Автором самого известного плаката «Родина — Мать зовёт!», стал Ираклий Моисеевич Тоидзе. После услышанного сообщения от Совинформбюро, 22 июня 1941 года художник приступил к его созданию.
К июлю каждый гражданин СССР мог увидеть изображение женщины, призывающей встать на защиту своей родины.
Плакат побуждал добровольцев отправиться на войну и придавал им дополнительный стимул.
Его можно было встретить на вокзалах, на проходных заводов, на заборах, в военных частях, в колхозах, в госучреждениях.
Это был образ Матери, в котором каждый видел родного для себя человека. Типографии стали даже выпускать марки, карточки, мини-плакаты с «Родиной-Матерью».
У каждого солдата на фронте было это изображение, оно имело значение подобно иконе Божьей Матери.
В 1967 году в Волгограде был возведен самый большой в мире монумент «Родина-Мать». Он был посвящен солдатам Сталинградской битвы, и в основу его создания лег именно плакат Ираклия Тоидзе.
Слова «Родина-Мать зовет!» и текст присяги, которую женщина держит в руках, был переведен на все языки Советского Союза.
Позировала для создания Родины-Матери жена автора, Тамара Теодоровна. Это была не постановка, а настоящее выражение лица и эмоции жены художника.
После услышанного сообщения, она вбежала в дом испуганная и с криком произнесла: «Война!».
В этот момент Ираклий попросил супругу зафиксировать положение и не двигаться.
Ее вид на тот момент, который говорил о том, что нужно что-то делать, спасать родных, куда-то бежать, вдохновило его на создание этого плаката. Супруг изобразил жену более суровой и старше своих лет, для придания образу некой мощности и защищенности.
Кумиром художника был поэт Андрей Белов, его стихотворение вдохновило Ираклия на создание крылатой фразы.
Первый тираж был более миллиона экземпляров, он разлетелся по стране с огромной скоростью.
Военный плакат был настоящим воюющим бойцом в строю, достоверным документом Великой Отечественной и хранителем памятных событий 19411945 годов.