Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Ираклий Тоидзе - плакат «Родина-мать зовёт!»

Яркую страницу в историю войны вписали советские плакаты военного времени.
Вместе с радио и газетами они являлись средствами агитации, формируя общественное мнение, создавая негативный образ врага, рождая необходимые для войны эмоции: гнев, ненависть, но также любовь к семье, которой угрожает враг, к родному дому, к Родине.

Одним из самых значимых плакатов в период ВОВ, известным до сих пор, был «Родина-Мать зовет!».

На нем черно-белое изображение женщины, облаченной в красную одежду, одна рука поднята вверх, в другой она держит лист бумаги «Военная присяга».
Позади женщины торчат штыки. Значение штыков в огромной силе страны, а присягу должен был принять каждый, кто отправлялся на фронт. Главной функцией плаката был призыв к защите своей страны и поднятие боевого духа.

Автором самого известного плаката «Родина — Мать зовёт!», стал Ираклий Моисеевич Тоидзе. После услышанного сообщения от Совинформбюро, 22 июня 1941 года художник приступил к его созданию.
К июлю каждый гражданин СССР мог увидеть изображение женщины, призывающей встать на защиту своей родины.
Плакат побуждал добровольцев отправиться на войну и придавал им дополнительный стимул.

Его можно было встретить на вокзалах, на проходных заводов, на заборах, в военных частях, в колхозах, в госучреждениях.
Это был образ Матери, в котором каждый видел родного для себя человека. Типографии стали даже выпускать марки, карточки, мини-плакаты с «Родиной-Матерью».
У каждого солдата на фронте было это изображение, оно имело значение подобно иконе Божьей Матери.

В 1967 году в Волгограде был возведен самый большой в мире монумент «Родина-Мать». Он был посвящен солдатам Сталинградской битвы, и в основу его создания лег именно плакат Ираклия Тоидзе.

Слова «Родина-Мать зовет!» и текст присяги, которую женщина держит в руках, был переведен на все языки Советского Союза.

Позировала для создания Родины-Матери жена автора, Тамара Теодоровна. Это была не постановка, а настоящее выражение лица и эмоции жены художника.
После услышанного сообщения, она вбежала в дом испуганная и с криком произнесла: «Война!».
В этот момент Ираклий попросил супругу зафиксировать положение и не двигаться.
Ее вид на тот момент, который говорил о том, что нужно что-то делать, спасать родных, куда-то бежать, вдохновило его на создание этого плаката. Супруг изобразил жену более суровой и старше своих лет, для придания образу некой мощности и защищенности.

Кумиром художника был поэт Андрей Белов, его стихотворение вдохновило Ираклия на создание крылатой фразы.
Первый тираж был более миллиона экземпляров, он разлетелся по стране с огромной скоростью.

Военный плакат был настоящим воюющим бойцом в строю, достоверным документом Великой Отечественной и хранителем памятных событий 19411945 годов.

Опубликовала    22 июн 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

К.П. Брюллов - картина "Гадающая Светлана"

Картина «Гадающая Светлана» написана Карлом Павловичем Брюлловым в 1836 году и является его единственным законченным произведением на русскю тему.
Сюжет картины взят из баллады Жуковского «Светлана».

Путешествуя зимой 1836 года из Константинополя в Петербург, живописец задержался в Москве в гостях у писателя Алексея Перовского. Его приезд пришёлся на канун Рождества, и Карл Павлович имел возможность воочию наблюдать за святочными гаданиями, проводившимися в доме друга.

В качестве сюжета Брюлл…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  13 янв 2024

Валерий Якоби - картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»

В начале 1870-х годов Якоби приступает к работе над серией картин на сюжеты из русской истории ХVIII столетия — «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Волынский в заседании кабинет-министров» (1875), «Ледяной дом» (1878), «Первое торжественное собрание Академии художеств (28-го июня 1865 г.)» (1889).

Художник не только обращается к истории ХVIII века, но и стилизует свой живописный язык под рококо «галантного столетия».

Стилизации в духе рококо, весьма популярные в оформлении интер…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2024

Николай Николаевич Ге - картина «Голгофа»

Картина «Голгофа», стала одной из последних работ Николая Ге. Автор постарался вложить в своё произведение глубокий нравственный смысл.

В центре картины — Христос и два разбойника.

Истерзанный человек маленького роста (подчёркнуто ниже стоящих по обе стороны разбойников), в грязновато-лиловом рубище, слишком широком для его тщедушного тела, и со всклокоченными волосами (впоследствии отчего-то особо возмущавшими публику) стоит «посредине мира», зажмурив глаза и отчаянно стискивая руками голову…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  03 мая 2024