А́нима и а́нимус (от лат. anima и лат. animus «жизненное начало; душа» в, соответственно, женском и мужском родах) — термины, введённые в психологию Юнгом для обозначения архетипов, связанных, соответственно, с женским и мужским полом. Юнг полагал, что Анима — это женская часть психики мужчины, а Анимус — мужская часть психики женщины; по сути, и то, и другое — архетипы гендера и являются во многом неосознаваемыми архетипами.
Анима и анимус описаны в школе аналитической психологии Карла Юнга как часть его теории коллективного бессознательного.
Юнг описывал анимус как бессознательную мужскую сторону женщины, а аниму как бессознательную женскую сторону мужчины, каждая из которых превосходит личную психику.
Теория Юнга утверждает, что анима и анимус являются двумя первичными антропоморфными архетипами бессознательного, в противоположность териоморфным и подчинённой функции теневых архетипов, считая, что это абстрактные наборы символов, которые формулируют архетип Личности.
Согласно теории Юнга анима составляет совокупность бессознательных женских психологических качеств, которыми обладает мужчина, а анимус — мужских качеств, которыми обладает женщина.
Он не верил, что они были совокупностью отца или матери, братьев, сестёр, тётей, дядюшек или учителей, хотя эти аспекты личного бессознательного могут влиять на аниму или анимус человека.
Юнг считал, что чувствительность мужчины часто бывает меньшей или подавленной, и поэтому считал аниму одним из наиболее значительных автономных комплексов.
Также он считал, что анима и анимус проявляются в снах и влияют на отношение человека к противоположному полу и его взаимодействие с ним.
Юнг сказал, что «встреча с тенью — это „этап ученичества“ в развитии личности … встреча с анимой — это „шедевр“».
Юнг рассматривал процесс анимы как один из источников творческих способностей.
В своей книге «Невидимые партнёры» Джон А. Сэнфорд сказал, что ключом к контролю над своей анимой/анимусом является распознавание его, когда оно проявляется, и использование нашей способности отличать аниму/анимус от реальности.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Анима
Слово «Анима» произошло от латыни и первоначально использовалось для описания таких идей как дыхание, душа, дух или жизненная сила.
Юнг начал использовать этот термин в начале 1920-х годов для описания внутренней женской стороны мужчин.
Анимус
Анимус произошёл от латыни, где он использовался для описания таких идей как рациональная душа, жизнь, разум, ментальные способности, смелость или желание.
В начале девятнадцатого века слово animus использовалось для обозначения «темперамента» и обычно использовалось во враждебном смысле.
В 1923 году этот термин начал использоваться в юнгианской психологии для описания мужской стороны женщин.
УРОВНИ РАЗВИТИЯ АНИМЫ
Юнг считал, что развитие анимы имеет четыре различных уровня, которые в «Психологии переноса» он назвал Ева, Хелен, Мэри и София.
В широком смысле весь процесс развития анимы в мужчине заключается в том, что субъект мужского пола открывается эмоциональности и, таким образом, более широкой духовности, создавая новую парадигму сознания, которая включает в себя интуитивные процессы, креативность и воображение, а также экстрасенсорную чувствительность к себе и другим там, где её, возможно, раньше не было.
Eve
Первая — это Ева, названная в честь Бытия, повествующего об Адаме и Еве.
В нём рассказывается о появлении у мужчины объекта вожделения. Анима полностью связана с женщиной как поставщиком питания, безопасности и любви.
Мужчина на этом уровне анимы не может нормально функционировать без женщины и, скорее всего, находится под её контролем.
Он часто импотент или не испытывает сексуального желания.
Хелен
Вторая — это Елена, намёк на Елену Троянскую в греческой мифологии.
На этом этапе женщины рассматриваются как способные добиться успеха в жизни и быть уверенными в себе, умными и проницательными, даже если и не совсем добродетельными.
Эта вторая фаза предназначена для демонстрации сильного раскола между внешними талантами (развитыми деловыми и традиционными навыками) и отсутствием внутренних качеств (неспособностью к добродетели, недостатком веры или воображения).
Мэри
Третья фаза — это Мария, названная в честь христианского богословского понимания Девы Марии (матери Иисуса).
На этом уровне воспринимающему мужчине теперь может казаться, что женщина обладает добродетелью (пусть даже эзотерическим и догматическим образом), поскольку определённые действия, которые считаются сознательно недобродетельными, не могут быть применены к ней.
София
Четвёртая и заключительная фаза развития anima — это София, названная в честь греческого слова, обозначающего мудрость.
Теперь произошла полная интеграция, которая позволяет рассматривать женщин и относиться к ним как к особым личностям, обладающим как положительными, так и отрицательными качествами.
Наиболее важным аспектом этого заключительного уровня является то, что, как предполагает персонификация «Мудрость», анима теперь достаточно развита, чтобы ни один отдельный объект не мог полностью и постоянно содержать образы, с которыми он связан.
УРОВНИ РАЗВИТИЯ АНИМУСА
Юнг больше фокусировался на мужской аниме и меньше писал об анимусе женщины, считая, что у каждой женщины есть аналогичный анимус в её психике, представляющий собой набор бессознательных мужских атрибутов и потенциалов.
Он рассматривал анимус как нечто более сложное, чем анима, постулируя, что у женщин есть множество анимусных образов, в то время как мужская анима состоит только из одного доминирующего образа.
Юнг утверждал, что существует четыре параллельных уровня развития анимуса в женщине.
Человек простой физической силы
Анимус «сначала появляется как олицетворение простой физической силы — например, как чемпион по атлетике или мускулистый человек, такой как „вымышленный герой джунглей Тарзан“.
Человек действия или романтика
На следующем этапе анимус „обладает инициативой и способностью к спланированным действиям… романтический человек — британский поэт 19 века Байрон; или человек действия — американский Эрнест Хемингуэй, герой войны, охотник и т. д.“.
Человек как профессор, священнослужитель, оратор
На третьем этапе „анимус становится словом, часто появляясь в образе профессора или священнослужителя… носитель слова — Ллойд Джордж, великий политический оратор“.
Мужчина как духовный наставник
„Наконец, в своем четвёртом проявлении анимус является воплощением смысла.
На этом высшем уровне он становится (подобно аниме) посредником … духовной глубины“.
Юнг отметил, что „в мифологии этот аспект анимуса проявляется как Гермес, посланник богов; во снах он является полезным проводником“.
Как и у Софии, это высший уровень посредничества между бессознательным и сознательным разумом.
В книге „Невидимые партнёры“ Джон А. Сэнфорд сказал, что ключом к контролю своей анимы/анимуса является распознавание его, когда оно проявляется, и тренировка нашей способности отличать аниму/анимус от реальности.
СРАВНЕНИЕ АНИМЫ И АНИМУСА
Четыре роли не идентичны при смене пола.
Юнг считал, что, хотя анима, как правило, проявляется как относительно единичная женская личность, анимус может состоять из сочетания нескольких мужских личностей: „таким образом, бессознательное символизирует тот факт, что анимус представляет собой коллективный, а не личный элемент“.
Процесс развития анимуса связан с культивированием независимого и не подчинённого обществу представления о себе путём воплощения более глубокого слова (в соответствии с конкретным экзистенциальным мировоззрением) и манифестации этого слова.
Поясню, это не означает, что субъект женского пола становится более твёрдым в своих взглядах (поскольку это слово пропитано эмоциональностью, субъективностью и динамизмом, как и хорошо развитая анима), но что она лучше осознаёт внутренне, во что она верит и чувствует, и более способна выражать эти убеждения и чувства.
Таким образом, „анимус иногда проявляется в его наиболее развитой форме… делает её даже более восприимчивой к новым творческим идеям, чем мужчина“.
Обе заключительные стадии развития анимуса и анимы обладают динамическими качествами (связанными с движением и текучестью этого непрерывного процесса развития), неограниченными качествами (не существует статичного совершенного идеала или проявления рассматриваемого качества) и плюралистическими качествами (которые выходят за рамки потребности в единичном образе, поскольку любой субъект или объект может содержать множество архетипов или даже, казалось бы, противоположных ролей).
Они также образуют мосты к появлению следующих архетипических фигур, поскольку „бессознательное снова меняет свой доминирующий характер и появляется в новой символической форме, представляя Самость“. — архетипы Мудрой Старой женщины/Мужчины
ЮНГИАНСКИЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ
Юнгианцы предупреждали, что „каждое олицетворение бессознательного — тень, анима, анимус и Самость — имеет как светлый, так и тёмный аспект… анима и анимус имеют двойные аспекты: они могут принести живительное развитие и креативность личности, или они могут вызвать окаменение и физическую смерть“.
Одна из опасностей заключалась в том, что Юнг назвал „вторжением“ бессознательного архетипа в сознание — „Одержимость, вызванная анимой … дурной вкус: анима окружает себя неполноценными людьми“.
Юнг настаивал на том, что „состояние одержимости анимой… должно быть предотвращено.
Таким образом, анима вытесняется во внутренний мир, где она функционирует как посредник между эго и бессознательным, как и персона между эго и окружающей средой“.
С другой стороны, чрезмерное осознание анимы или анимуса может привести к преждевременному завершению процесса индивидуации — „своего рода психологическому короткому замыканию, позволяющему идентифицировать анимус, по крайней мере временно, с целостностью“.
Вместо того, чтобы „довольствоваться промежуточным положением“, анимус стремится узурпировать „самость, с которой идентифицирует себя анимус пациента“.
Такое отождествление — обычное явление, когда тень, тёмная сторона, недостаточно осознана».